Изю: для чего его носят татарские женщины, что символизирует украшение? Перевязь – самое оригинальное татарское украшение Аксессуары и украшения


Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

Меховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

Национальная одежда любого из народов - это всегда яркие и нарядные вещи, со своей богатой историей. Сейчас мы хотим рассказать о женских татарских костюмах и аксессуарах, представляющих собой уникальный комплекс народного промысла. Их особенность заключалась в том, что не так важно, насколько красиво платье, как важно наличие большого количества украшений. Это могли быть всевозможные бусы, броши, застежки для воротника и изю. Для чего это было нужно и что символизировало, расскажет история этноса.

Татарская женская национальная одежда

В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.

В него обязательно входили:

  1. Широкая длинная рубаха с рукавами;
  2. Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
  3. Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
  4. Платок или шаль поверх калфака.

Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.

Украшения, как часть комплекса народного костюма

Татарские мужчины и женщины в большом количестве вешали на себя разного рода изделия. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 кг . Основным материалом служило золото, серебро, бирюза и янтарь.

Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза - это кости предков, которые сохранили все лучшее.

Итак, татарки носили следующие украшения:

  • Накосники - заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
  • Серьги . Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
  • Всевозможные шейно-нагрудные застежки . Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
  • Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
  • Матерчатые нагрудники - изю (изу) .

Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь - «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.

Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?

Отдельно хочется рассказать об изю. Эту деталь одежды знают немногие. И название редко где встретишь.

Это женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером.

Как и все остальные составляющие костюмов, изю имело свое предназначение . Им прикрывали разрез платья или рубахи замужние девушки . Что-то вроде нагрудного фартука. Кроме этого, глядя на него, можно было определить насколько богата дама. Ведь украшали изу всем, что есть в доме.

Головные уборы у татарских девушек

Девушка надевала головной убор только в зависимости от семейного положения. Мусульманские народы всегда трепетно относились к статусу слабого пола, четко разделяя замужних и незамужних. Поэтому свободные татарки надевали шапки. Волосы при этом они заплетали в две косы и выпускали их сзади.

Женщины, состоявшие в браке, могли выбрать более красочные и оригинальные головные уборы. Но они обязательно прятали волосы, шею и плечи. Их головные уборы имели волосники, либо сверху накидывалась шаль или платок.

Сегодня этих традиций придерживаются редко. Татары стали ближе к европейцам, переняли их обычаи. Но и свою культуру они не забывают. Многое зависит от места проживания . В деревнях люди и сейчас одеваются по старинке. В городах же редко встретишь человека, одетого подобным образом.

История татарской одежды

За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.

Так, например, сибирские подгруппы использовали меха, изготавливая вещи. Они украшали ими безрукавки и головные уборы. Такой особенности не встретишь у народов, проживающих на юге нашей страны, в Астраханской области. Здесь больше преобладали легкие одежды в виде длинных рубах, закрывающих от палящего солнца и тюбетеек.

Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.

У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл? Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.

Видео о татарской культуре

В данном ролике журналист Олег Морозов расскажет, какие еще национальные элементы одежды носят татарские девушки:

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития.

Костюм - наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Национальная татарская одежда

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме , в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей - черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

ТАТАРСКИЕ САПОГИ - ИЧИГИ

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Национальная татарская одежда

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром - эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмяк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).

По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:

1. туникообразный - без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название "штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника.

Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар имела почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек) -сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.

ТАТАРСКИЙ ГОЛОВНОЙ УРОБ - АККАЛФАК

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения - полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке - так его носят и сейчас.

ТАТАРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весення, летняя, осення, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник (кукрэкча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу.

СТАРИНЫЕ ТАТАРСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Нижнюю нагрудную повязку, нижний нагрудник (кукрэкча) шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером, примерно, 25х40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали кукракчэ под купмак и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота.

Одновременно с передниками, в комплексе рабочего костюма молодых женщин и девушек имели место вышитые нарукавники (жицса). Их надевали во время полевых работ (жатвы, сеноуборки), которые часто превращались в демонстрацию женского наряда. Вышитые тамбуром нарукавники в сочетании с вышитыми передниками гармонично дополняли многокрасочный комплекс женской одежды казанских татарок этого рабочего сезона.

Верхняя одежда татарских женщин как по составу, так и по форме (покрою) имеет много общего с мужской, но часто с изменением некоторых деталей и добавлением декоративных элементов.

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже, легким фабричным платком.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.

Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые) часто с подвесками, отделанные камнями, украшения: серьги (алка), налобное ожерелье - баш хаситасе, воротниковая застежка - яка чылбыры, нагрудная перевязь - хасита, ши-рокие браслеты - белазек и перстни - йвзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук.

Обувь женская как по материалу изготовления, так и по форме также имела много общего с обувью мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая представлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кавеш) и башмачки (башмак).

Отличительной чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного (зеленого, бордового и др.) сафьяна, часто расшивались цветочно-растительным узором. В народе расшитые ичиги назывались винзелле читек. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные из узорно вырезанной разноцветной кожи (узоры составлены в технике кожаной мозаики). Такие ичиги назывались каюлы читек или чвмчэле читек.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер. Повседневные и праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством ткани и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество общности людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, даже одного возраста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа, не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы или варианты.

ТАТАРСКАЯ ОДЕЖДА - ГОРОД БУГУРУСЛАН

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ОДЕЖДЫ

Одеяния татар — Это целая симфония, вобравшая практичность и творческую фантазию, строгие каноны и едва ли не безбрежную вариативность. ХХ век с его индустриализацией и интернационализацией всех сторон жизни унифицировал быт татар - равно как и русских, и, к примеру, удмуртов или бурят. Национальные одежды стали экспонатами музеев. И вроде бы ничего с этим не поделаешь. И всё-таки: Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить», внушал в начале I века нашей эры римский поэт Овидий. Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании хотя бы каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одеяниях.

«Вот как описывает одежды богатых татар Казани начала ХIX века профессор Казанского университета Карл Федорович Фукс (1776-1846):

"…Одежда казанских татарских купцов так отлична от платья всех других народов, что заслуживает особенного внимания. У мужчин: рубаха (кульмяк) из ситцу, китайки или миткаля, белая или красная, до колен. Исподнее платье, чрезвычайно широкое (штан) из ситцу, или из китайки, или иногда из шёлковой материи. Чулки (юк) бумажные или холщовые. Ичиги (читык), иногда вместо чулок, из тонкого сафьяна, жёлтого или красного. Башмаки (калуш) чёрные или зелёные. На рубахе два камзола: маленький камзол без рукавов, шёлковый или парчовый; на нём большой камзол (казаки эдрес) шёлковый с рукавами. Кафтан (чекмен), халат из нанки или из синего сукна. Кушак (пода) шелковый. За пазухой шёлковый носовой платок (чаулок), тебетей (такья), вышитая золотом; богатая в 60 рублей, обыкновенная в 5 рублей. Шапка (бурык) бархатная опушенная каким-нибудь мехом, у богатых бобровым, ценою иногда в 400 рублей (...)

Одежда женская в домах зажиточных купцов следующая:

Колпак шёлковый с бахромою и позументами, ценою в 50 рублей. Наместо колпака замужние женщины носят на голове шёлковый или парчовый платок (занар чаулок), остроконечный, склоняющийся концом на правую сторону.

Серьги (алка-кашли, челдерли) из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей.

Ожерелье (каптарма); Чага — вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублёвиками, обращёнными портретом к телу, ценою в 60 рублей.

Рубашка (кульмяк) из ситца, или из китайки, или шёлковая, пёстрая, длиною до пят, обшитая около шеи и на груди позументами, внизу с тройными оборками и с лентами, ценою в 80 рублей; а ежели из парчи, то стоит 350 рублей.

Панталоны (штан)— из кумача в 9 аршин, или из ситца в 6 аршин, или из шёлковой материи в 5 аршин, пёстрые и широкие. Эти панталоны у богатых стоят 15 рублей, у женщин среднего состояния 4 рубля, у деревенских из дурного холста в 25 копеек.

Ичиги (читык) — ботинки сафьянные, искусно выстроченные шёлком, красные, жёлтые и зелёные, ценою в 9 рублей; шитые золотом, ценою от 18 до 30 рублей. На место чулок они обёртывают ноги тонким полотенцем.

Туфли из красного сафьяна, шитые золотом, ценою от 7 до 10 рублей.

Кукрень для закрывания женских грудей, из шёлковой материи или парчовой, обшитый позументами, ценою в 10 рублей.

Камзол без рукавов, длиною до колен, из шёлковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка, который татарки никогда не носят в руках, ценою от 80 до 400 рублей.

Джилан парчовый или шёлковый с позументами, очень длинный и с весьма длинными рукавами, ценою у богатых в 2000 рублей. Ныне джилан выходит из моды; а вместо него делают камзол с длинными рукавами, у богатых в из парчи, а у бедных из китайки или нанки, на лисьем или заячьем меху.

Шёлковая большая фата (куши-чаулок) с золотыми цветами, простирающая по спине и укреплённая над колпаком, ценою у богатых от 120 до 300 рублей.

Браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами, за ними нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов или жемчугу, ценою в 3000 рублей.

Джузюк, у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей.

Одна длинная, часто приделанная, чёрная коса, в которую вплетены большие серебряные монеты; на конце этой косы привешивают несколько серебряных монет для бренчания (чулле).

Перевязь (пути) через левое плечо, с камнями, жемчугом и с империалами. Внизу этой перевязи на правом боку пришит карманец, куда кладут мелкописаный Коран; но часто тут вместо мелкого Корана находится кусок деревца. Причина сему есть та, что татарки, охотницы часто и много пить чай, принуждены бывают нередко ходить до ветру и, следовательно, оставляют свою святую книгу дома. Такая перевязь стоит до 3000 рублей. 16) Капот суконный или нанковый, который они носят, набросив на голову и не вдевая руки в рукава.

Одежда татар

«Лет 30 назад у татарок был головной убор, похожий на сахарную голову, из шёлковой материи, покрытой русскими позолоченными рублёвиками, с кораллом и с жемчугом; вверху этот длинный конус оканчивался вызолоченной пуговкою. Во всём этом головном уборе весу 20 фунтов. Этот костюм ныне вышел из моды. Татарка, так тяжело и пребогато одетая, ходит очень дурно, как утка. Но здесь вопрос: кому показаться в этом пышном наряде? Одному только мужу, или сёстрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не позволено показываться самому близкому родственнику из мужчин. Какая досада для татарок..."

Во второй половине Х1Х века, в период интенсивного становления крупных торгово-промышленных и национально- культурных центров татарской буржуазии в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Касимове, Астрахани, Томске, Тобольске, роста экономических и культурных связей между татарами регионов России, формирования общетатарской национальной культуры наметилась тенденция к смене стиля национального костюма — от традиционных монументальных на- родных форм к более изысканным и утончённым, соответствующим направлениям общеевропейской моды. "На базе казанско-татарских городских традиций формируется общенациональный костюм, который достаточно быстро усваивают все этнотерриториальные группы (кроме кряшен)", — отмечает С.В. Суслова в монографии "Татары".

В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде, особенно в городах и некоторых слоях сельского общества. В конечном итоге это привело к нивелировке как этнотерриториальных, так и социально-возрастных особенностей, Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь — специфические в прошлом элементы традиционного костюма казанских татар.

Мужской костюм и в середине XIX века был достаточно единообразный. В качестве общенационального в конце XIX — начале ХХ века воспринимался комплекс одежды, состоящий из рубахи с вшивным достаточно узким рукавом, короткого казакина, брюк общеевропейского покроя, чёрного бархатного "казанского" головного убора, штиблет или ботинок фабричного производства.

Казанская татарка в расшитом головном уборе - калфаке и перевязи с камнями, жемчугом и монетами-бути (1907г.)

К началу XX века судьба сложившихся в середине XIX века комплексов традиционной одежды складывалась по-разному. Для мусульманских групп народа (зтнотерриториальные группы волго-уральских, астраханских и сибирских татар) было характерно освоение на фоне общеевропейских культурных традиций городского казанско-татарского костюма. На одежде волго-уральских кряшен сказалась ориентация в сторону более крупных христианских этносов. Молькеевские кряшены почти полностью восприняли народный костюм чувашей - анатри, нагайбаки практически перешли на русский костюм казачьего образца.

ОДЕЖДА БУЛГАРСКИХ ДЕВУШЕК

У татар (особенно волго-уральских) традиционный костюм достаточно рано вышел из повседневного быта. Это было связано с ранней урбанизацией, приобщением их к европейской культуре (в том числе и к европейской одежде), а также с рядом иных причин — свёртыванием в советское время народных промыслов, пренебрежительным отношением к женскому рукоделию, ориентацией на общесоветскую культуру. Раньше других это коснулось городского населения, издавна более активно включающегося в исторические процессы.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха — кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

ТАТАРСКАЯ ОДЕЖДА (КАЮМ НАСЫРИ)

Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды? Вот все ее предметы: рубашка, штаны, камзол, казакин, джилян, чапан, чекмень, полушубок, шуба с тремя фалдами, тулуп, брюки, бешмет, ичиги, кавуши, башмаки, шапка, такия, тюбетейка. Некоторые из них глубоко самобытны, совершенно не встречаются у представителей других национальностей. Мужское платье шьется из легкого ситца или бязи, в зависимости от желания каждого, и по длине чуть не доходит до колен. Причем мужчины не носят шелковой одежды. По шариату мужчине запрещается надевать шелковые штаны или рубаху. Но тюбетейки шьют из шелка -- это разрешается. На штаны, как правило, берут фабричную ткань, чаще всего ситец. Штаны широкие, длиной до щиколоток. Верх штанов также широк и собран с помощью тесьмы, которую подвязывают на поясе.

Очень редко встретишь мужчину в белых штанах. Только глупцы, возомнившие себя ишанами,- а я называю таких "вислоухими ишаками" - надевают белые штаны и тюбетейку. Об этом я напишу еще отдельно. Иные носят белые рубашки, что означает их поданное возвращение из Бухары. Такая рубашка похожа на русскую, без ворота и называется узбекской. Есть одежда, называемая камзолом. Его шьют из любого материала и делают очень коротким, без рукавов. Надевают камзол на рубашку, наподобие жилета у русских. Имеется также камзол с рукавами, карманами, застегивающийся спереди на пять-шесть пуговиц. Встречается еще один тип камзолов с короткими рукавами, едва не доходящими до локтей. Из тканей для камзола чаще всего берут адрас1 и бикасап1.

Другой тип одежды - казакин, напоминающий поповский полукафтан; длинный, ниже колен, доходящий до щиколоток, шьется из самого разнообразного материала. Раньше пошивался из адраса и бикасапа, а в последнее время - из любого добротного материала, сукна и подобных ему заграничных тканей. Казакин делают приталенным со сборками, с длинным рукавом, с пуговицами из топаза и серебра; с обеих сторон имеется по одному карману и отдельный карман для часов. Если казакин шьют на ватной подкладке, то такую одежду называют бешметом. По форме они совершенно одинаковы. Края бешмета оторочены шелковой или шерстяной тесьмой. Ткань используется различная - в полоску или однотонная, без рисунка. Следующий вид одежды-джилян - шьют из нанси1, лачтека1, шерсти или делают стеганым на вате. Пошитый из сукна джилян называется чекмень. Бывает он без талии с длинным воротником. Иногда края обшивают шелковым или шерстяным шнуром или тесьмой, что зависит от возможностей и желания каждого. Ни чекмень, ни джилян не шьются из полосатого материала, это их особенность. Раньше эту одежду отделывали каймой, но в наше время такая отделка уже не встречается.

Чапан - одежда Бухары, пришедшая к нам от узбеков. Для его изготовления используют адрас, бикасап, саранчу1, бенарис. Как и джилян, он шьется на подкладке и по краям обшивается шелковым шнурком. Чапан - одежда, свидетельствующая о принадлежности его владельца к мусульманской вере. Его носят мусульманское духовенство, муллы и богачи - во время посещения мечети и меджлисов. Эта одежда очень нарядная.

Для дома специальной одежды не существует, надевают любую. В теплое время - камзол, в холодное - казакин. Иные ходят в башмаках, несмотря на то, что пол застлан ковром или паласом.

Шубы пошиваются различных фасонов. У короткой шубы длина колеблется от талии до колен, более длинную - до щиколоток - называют шубой с тремя фалдами. Она без карманов и надевается вместо тулупа. Для отделки используют бобровый мех или мех выдры. Верх шубы делается из сукна или другого шерстяного материала. Раньше брали адрас и бикасап, но сейчас они выходят из употребления. Застегивается шуба с тремя фалдами, как и казакин, спереди на пять-шесть пуговиц, а от состоятельности каждого зависит, будет ли она лисьей или овчинной. В наше время шьют тулупы из сукна с шалевым воротником. И уж так повелось, чем человек богаче, тем больше у него тулупов, не говоря уже о баях. Вообще татары любят, когда много одежды, и тратят на нее уйму денег. Поэтому на людях можно видеть и очень дорогую одежду. Есть люди, которые имеют по десять шуб, а если брать в целом, то у всех любой одежды не меньше пары. У каждого наверняка не меньше двадцати пяти головных уборов, не говоря уже о штанах и рубашках. Запасаются обувью: две-три пары башмаков, столько же ичигов и кавуш. Таким образом, различной одежды, включая праздничную, у многих бывает по две-три. В ичиги зимой надевают теплые шерстяные носки или несколько пар льняных портянок. Сапоги в основном носят люди низкого сословия. Богача в сапогах встретишь очень редко. Поверх ичигов надевают кавуши. Их форма несколько отлична от русских калош. Делаются они из резины или сафьяна и в цене бывают от рубля до трех. Ичиги также делаются из сафьяна. К подошвам ичигов и кавушей для прочности подшивается замша. Из жителей слободы в лаптях никто не ходит.

Что касается остальной одежды, то она бывает самой разнообразной. Уже в наше время можно увидеть такию, отделанную позументом, в цене от трех до ста рублен. Очень хороша на них отделка жемчугом и драгоценными камнями. Иные люди носят каляпуши - бухарскую тюбетейку, заимствованную у узбеков. Само слово "каляпуш" - персидское. "Калля" - голова, "пушидан" - прикрыть, получается: "прикрытие для головы". Тюбетейка эта делается из определенной шелковой ткани или бархата, обводится по кругу золотым шитьем, а на макушке имеет кисточку. Хорошие каляпуши получаются также из адраса, бикасапа, ситца и других материалов. Шапки бывают самой различной стоимости. В ходу бобровые шапки, лучшие из которых стоят очень дорого. Шьют их из хорошего бобрового меха, снаружи отделывают дорогим бархатом, а изнутри шелком. Встречаются лисьи шапки. Цена бобровой шапки от пяти до двухсот рублей. В зависимости от доходов, носят также шапки из каракуля или данадара2. Их на голую голову не надевают, а обязательно на тюбетейку или такию. Раньше можно было увидеть ушанку или малахай, но сейчас их уже нет. Встречаются мусульмане, которые носят шляпы, хотя привередливые муллы в белых тюбетейках и осуждают их. Шляпы бывают разные. Для тех, кто попроще - белая, побогаче - французская или московская. Но муллам это не нравится, им все равно, какая шляпа. В религиозных книгах мы встречаем запрет, но на шляпы языческие. Носить таковые действительно грех. Но "белые тюбетейки" стоят на своем. Они не понимают толк в шляпах и по незнанию ополчаются на всех, кто носит их. (Об этом у меня есть довольно большой рассказ.)

Носят мусульмане и брюки, которые бывают двух типов. Характерные татарские отличаются от русских широким дном и узкой штаниной. Их навыпуск носить нельзя. В наше время уже шьют и носят навыпуск русские брюки. Лет пять-десять назад никто, кроме, меня, таких брюк не носил.

У всех народов женская одежда, как правило, отличается от мужской. И у нас между ними есть существенная разница. Вот предметы женского туалета: платье, штаны, ичиги, башмаки, кавуши, камзол, шуба, душегрейка (кесабике), платок, шаль, шапка, чулпы3, изю4 из позумента, изю из монет, хасите5, воротниковая застежка (яка чылбыры), серьги, браслеты, перстни. Мы перечислили далеко не все, но самое основное. В наше время платье женщины отличается разнообразием тканей и расцветок. Если говорить вообще, то татарские мусульмане всегда любили яркую многоцветную одежду, а темную носили редко. Женское платье шьется длинным, прикрывающим стопу ноги. Так предписывает шариат. Раньше для кофты и юбки брали материал различной расцветки, но сейчас этого уже не придерживаются. На платье уходит двенадцать-тринадцать аршин ткани, в зависимости от роста женщины. Некоторые модницы шьют юбки с двумя-тремя оборками, однако большинство женщин считают такую моду привилегией трактирных девок. Для любой ткани, будь то шерсть или шелк, фасон платья остается неизменным. Спереди для платья делают сверкающее изю. Для него берут позумент или серебряные монеты. Делается это так: нашивается несколько рядов позумента в форме дуги округлой стороной книзу. К примеру, ряд желтого и ряд белого. Затем следующим рядом нашивается лента, на которую нанизываются монеты, а затем идет еще лента без монет. Шею женщины украшает воротниковая застежка. Ею застегивается у горла жесткий воротник из позумента. Застежка эта серебряная с подвесной серебряной цепочкой. Те, кто побогаче, подвешивают к концу цепочки серебряные монеты. Если нет монет, из серебра делают украшение, называемое "челтэр" - ажур. Нечто схожее есть в костюме чувашских женщин, и не от них ли перешло к нам это украшение? Есть у женщин еще и чулпы. Сзади в косы вплетаются лента или тесьма с нанизанными на них полтинниками и четвертаками. Кто сколько может. Побогаче - вешают монеты позолоченные, вправляют в них агат, подвязывают крупные монеты. Штаны, которые носят женщины, не отличаются от мужских. Некоторые женщины надевают под платье кринолин. Однако эта вещь мусульманам не к лицу и многие ее не любят. Если бы они накидывали на голову шаль - тогда другое дело, а то ведь ходят в чапане. Не идет, все равно, что на корове хомут.

Женские камзолы шьют из добротного штофа. Те, кто побогаче, берут самый дорогой. Изнутри утепляют лисьим мехом или каким-либо другим материалом по желанию. Подол отделывается бобровым мехом шириной в два-три пальца и обводится позументом. Отделка получается довольно широкой. Камзол делается без рукавов, длиной до колен, иногда с холодным верхом.

Женская шубка шьется из самой разнообразной ткани и мехов. Фасон напоминает мужскую шубу с тремя фалдами. Воротник делается отложной с углами или шалевый. Для него идет мех выдры или бобра. Некоторые надевают русскую шубу, наподобие салопа, но таких немного. Во всей Казани найдется не больше восьми - десяти человек. В этой одежде идут на торжественные вечера или званые обеды.

Еще один вид верхней одежды - кесабике - жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Не знаю, откуда пришла к нам эта, сравнительно недавно появившаяся одежда. Верх делается из адраса, бикасапа или другого материала и простегивается на вате. Иногда можно увидеть короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.

Распространенный головной убор у женщин - шапка. Поля и нижний край опушиваются бобровым мехом. Вся шапка расшивается канителью, жемчугом, драгоценными камнями и может стоить очень дорого. Большинство женщин надевают на голову шелковый калфак. Иные носят калфак фабричной работы из бархата. Простой стоит пять-шесть рублей. Но чаще он отделывается золотым шитьем, обшивается дорогим жемчугом и топазами, украшается бахромой и кистью. Такой калфак стоит недешево. На его изготовление идут лучшие сорта бархата. Среди женщин есть много мастериц по изготовлению калфаков. Искусно делают их казанские девушки, украшая жемчугом и драгоценными камнями.

Женские ичиги также отличаются от мужских. Их тачают из отборного сафьяна, расшивают шелковыми или золотыми нитями. Шьют ичиги из разноцветных кусочков кожи. Обычные ичиги богатой женщины стоят от трех до десяти рублей. Конечно, есть и такие, цена которым пятьдесят копеек серебром, но я о них расскажу позже, а сейчас речь идет об одежде состоятельных. Летом большинство женщин носят туфли, украшенные золотым или серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Делаются они с каблучком и с заостренными носками. Некоторые носят кавуши, также богато украшенные шитьем, жемчугом и камнями. Можно встретить и русские полусапожки, подобранные по вкусу женщины.

А теперь попробуем одеть женщину или девушку с ног до головы и посмотрим, во что обойдется вся ее одежда? Вот что надевает жена богатея средней руки, отправляясь в гости: штаны из ситца - полтора рубля; шелковое платье - двадцать пять рублей; изю на платье - по меньшей мере десять рублей; чулпы на волосы с лентами из позумента - двадцать рублей; воротниковая застежка - самое меньшее пятнадцать рублей (жемчужные бусы в наше время уже не надевают). Затем украшение, называемое хасите, накидываемое на плечо и завязываемое под мышками. Вещь дорогая и, если хорошая, то обходится во сто рублей. Поверх надевается камзол, средняя цена которого двести рублей. Затем - калфак, простой или с жемчугом - десять рублей (если шапка, то обойдется еще дороже). Серьги с жемчугом, самые дешевые из которых - двадцать пять рублей; голова накрывается шалью. Простая - пять рублей, шелковая обойдется в пятнадцать. Шуба атласная, подбитая лисьим мехом - самое меньшее пятьдесят рублей. На голову накидывают чапан - пятнадцать рублей; ичиги пусть стоят три рубля, если кавуши, то обойдутся по два рубля. Всего - 481 рубль 50 копеек!

2 Данадар - сорт меха.

3 Чулпы - связки монет, вплетаемые в косы.

4 Изю - нагрудник.

5 Хасите - перевязь, украшенная бляхами с инкрустированными камнями, монетами, ажурными и гравированными пластинами.

Хиджаб.

Из книги "Личность мусульманки согласно Корана и Сунны"

Мусульманская женщина считает для себя обязательным соблюдать религиозный и нравственный закон - скрывать своё лицо под хиджабом (покрывалом), когда она выходит из дома. Хиджаб - это отличительное исламское одеяние, которое предписано категорически и убедительно в Священном Писании Аллаха и сунне Его посланника. Она не выйдет из дома или не покажется перед мужчинами, не являющимися её родственниками группы махрам, надушившись и выставляя на показ свою красоту, свои наряды и украшения, она знает, что, как убедительно сказано в Коране - это запрещенное и наказуемое действие:

"Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры, хранили целомудрие, показывали только внешние наряды, накладывали себе на грудь покрывало, показывали свои наряды и украшения только своим мужьям, своим отцам, отцам своих мужей, своим сыновьям, сыновьям своих мужей, своим братьям, сыновьям своих братьев, сыновьям своих сестер, своим женщинам, невольницам, тем из слуг или детей, которые не испытывают страсти к женщинам и не распознали женской наготы, чтобы они не ступали ногами так, когда выставляются их закрытые наряды. О верующие! С раскаянием обратитесь к Аллаху, с тем, чтобы вы преуспевали и достигали желаемого".(24;31)

Праведная мусульманская женщина, таким образом, не относится к тем полуобнаженным женщинам, которых слишком много в современном обществе, отклоняющихся от правильного направления, указанного Аллахом, и от повиновения Ему. Более того, она содрогается от страха, когда вспоминает устрашающую картину, изображенную посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Речь идет о женщинах порочных, разнаряженных и выставляющих напоказ свою красоту, наряды и украшения: "Есть два типа обитателей ада, которых я не видел. Первый тип - те, у которых кнуты, как хвосты у коров, которыми они бьют людей. Второй тип - полуобнаженные, старающиеся привлечь к себе внимание. Их головы напоминают искусственно украшенные верблюжьи горбы. И те, и другие не войдут в рай, не будет у них удачи, счастья".

Правоверная, следующая истинному вероучению мусульманская женщина, укрывает свое лицо хиджабом не потому, что это стало традицией, перешедшей к ней от матери и бабушек. Последние не утруждают себя попыткой опереться на знание или исходить из аргументов логики или руководствоваться указанием на правильный путь, содержащимся в Священном Писании - Коране. Она считает это обязательным для себя осознанно, и ее сердце преисполнено спокойствием и сознанием того, что это - повеление Аллаха Всемогущего. Душа ее наполнена удовлетворенностью и убежденностью в том, что религия с ее культовой практикой и совокупностью обязанностей верующего, в том числе и повиновение, ниспослана Аллахом для того, чтобы оберегать мусульманскую женщину, особо выделяя ее как личность, отдаляя ее от скользких путей соблазна и искушения, оттого, что приводит к пороку, от пропасти заблуждения. Поэтому она принимает это с благоволящей душой, спокойным сердцем и твердой убежденностью, как в свое время восприняли жены мухаджиров и ансаров в тот день, когда Аллах ниспослал Свою строгую установку и мудрое повеление.

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.kcn.ru/mtes/tatar/

http://www.narodko.ru/article/kogu/tatar/

Материалы газеты «Татар Доньясы», №5/2002

http://www.mtss.ru/

http://www.luiza-m.narod.ru/smi/index.htm

XVIII в. Перевязь "бутимар". Нижегородская губ. Холст, нить шелковая, серебро, паста, коралл, позумент (галун), нить армированная, мастика, перламутр, стекло, нить хлопчатобумажная. Перевязь надевали на левое плечо под правую руку. К нижнему краю перевязи под правую руку пришивали мешочек или кармашек, куда клали молитву или заклинание. Есть предположение, что такая перевязь возникла под воздействием обычая мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана.

Вот фотография украшения хасите из сайта Национального музея Республики Татарстан

В экспозиции представлена особая «Татарская золотая кладовая», где экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д. В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.

Татарское ювелирное дело достигло наивысшего расцвета в XVIII - середине XIX вв. Древнейшим и наиболее крупным центром ювелирного дела была Новотатарская слобода в г. Казани, где располагались целые кварталы с ювелирными мастерскими, и районы Заказанья (Лаишевский, Сабинский, Мамадышский, Рыбно-слободский). Наиболее изящные и технически сложные украшения нередко изготовлялись женщинами.

Ювелиры владели всем технологическим процессом изготовления ювелирных изделий. Основным материалом служило серебро: низкопробное - для основной массы населения и высокопробное с позолотой - для высшего сословия. Золото, бронза и медь использовались крайне редко. Инструментарий ювелира был очень прост. Он состоял из наковальни, напильников, тисков, щипцов, зубил, волочильных досок, пробойников, ножниц, молотка и т.д. Преобладающее место в декоре ювелирных изделий принадлежало цветочно-растительному орнаменту, реже - геометрическому. Еще реже встречались зооморфные, сильно стилизованные мотивы, что было связано с догмами ислама, запрещавшими изображение живых существ.

Издревле наибольшее развитие в ювелирном деле получили чеканка - чуку, литье - кою, гравировка - чоку. Используя чеканку, ювелиры изготовляли преимущественно бляхи - составные части женских украшений, а также браслеты, застежки. Литье применялось при изготовлении жетонов, подвесок для украшений, а также блях. Отливкой из дешевых металлов имитировались старинные "екатерининские" и "елизаветинские" рубли и мелкая монета, которые, как и бляхи, использовались в качестве составляющих элементов украшений для татарок. Техника гравировки часто применялась при декоративном оформлении браслетов, нередко и блях. В виде мотива гравировки часто выступали связанные с восточными традициями благожелательные надписи, выполненные арабской вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Текст нередко сливался с растительным узором в единую орнаментальную композицию. Гравировка на изделиях часто сопровождалась чернью - каралту, реже - насечкой или инкрустацией из другого металла.

Наиболее квалифицированные мастера владели и техникой скани - челтәрләү. Казань - единственный город в Поволжье, где было высоко развито искусство скани, причем оно носило здесь особый характер. Так, в России сканые узоры расцвечивали эмалью. Татарская же скань является исключением, ее завитки дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров. С точки зрения техники татарская скань связывается исследователями скорее со среднеазиатской или греческой, чем с русской. Высшим достижением татарских ювелиров была бугорчатая скань - калкытып челтәрләү, когда каждый завиток сканого орнамента объемно возвышается над плоскостью изделия. Бугорчатой сканью выполнялись ювелирные украшения для женщин высшего сословия. Расцвет искусства скани приходится на середину XVIII - начало XIX в. Для сканых изделий этого периода характерны микроскопическая плотность и точность сканого заполнения, чистота отделки сканого орнамента. Имела распространение и связанная со сканью зернь: мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Из драгоценных и полудрагоценных камней часто использовались топазы, аквамарины, аметист, яшма, сердолик и бирюза, которые располагались на поверхности изделия обычно в виде розеток.

Муенса - женское нагрудное украшение

Чулпы - женские накосные украшения

еще фотографии на

Какие украшения носили татарки сто лет назад?

Фото: В.Г. Худяков. Казанская татарка, 1869

Сегодня практически невозможно встретить женщин, которая не носила бы серьги, кольца, браслеты, цепочки, бусы и другие вещи. И желание дам украсить себя каким-нибудь дорогим аксессуаром появилось с незапамятных времен. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова сегодняшнюю колонку в нашей интернет-газете посвятила именно украшениям, которые издавна надевали татарки. Как и сегодня, элементы, дополняющие женскую одежду, были весьма недешевым удовольствием.

Дорогая татарская женщина

Сегодня в жизни представительниц прекрасного пола завершающей нотой всего образа становятся броши, кольца, ожерелья, иногда весьма крупные, а иногда и небольшие, но почти всегда обращающие на себя внимание. Однако это не модные веяния последних лет.

Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.

Интересный момент был подмечен К.Ф. Фуксом. Рассказывая об одежде и украшениях казанских татарок, он не только описал, что они носили, но и сообщил цену, чтобы читатель понял, что на подобные женские радости татарские мужчины не скупились. «Серьги из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей; ожерелье вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзой, с вызолоченными рублевиками, обращенными портретами к телу, ценою в 60 рублей; браслеты из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзой, за ним нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов, или жемчуг, ценою в 3000 рублей; у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра, с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей; перевязь через левое плечо с каменьями, жемчугом и с империалами. Такая перевязь стоит до 3000 рублей».

Этнограф Н.И. Воробьев в своей книге относительно периода второй половины - конца XIX века, отмечал, что татарские женщины «богатых горожан носят большое количество украшений, сделанных из золоченого серебра и даже золота, причем ими употребляются лучшие образцы украшений. Бедные крестьянки и горожанки носят меньшее число украшений. Часто употребляются украшения из меди или низкопробного серебра, украшенные более бедно, преимущественно чеканом, а не сканью. Типы же украшений остаются теми же… Однако новые, европейского происхождения украшения начинают вклиниваться в быт богатых, тогда как бедные носят или старые типичного вида, или не носят совсем».

Применимо к самим украшениям знаменитый исследователь и искусствовед П.М. Дульский писал «к оригинальным ювелирным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Константинополя, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями, и эти изделия не могут быть признаны художественными».

Тастары, чулпы и серьги

Итак, украшения татарских женщин были многообразными, изготавливались из различных материалов, и к тому же они были не только для определенной части тела. Соответственно, рассказывая о таких красивых и говорящих деталях костюма, необходимо поведать об основных их видах и типах.

К головным украшениям относятся налобные повязки, которые обычно самостоятельно не использовались, чаще всего в составе головного убора. Повязка могла быть как тканевая, с бахромой золотной, так и в виде металлической цепочки с бляхами, прикрепленными со стороны лица. Височные украшения, как и налобные, не носили отдельно. Причем они были и тканевые, в виде плотных наушников, являясь составной частью головного убора, широко распространенные среди крещенных татар. Металлические состояли из цепочек и монетных подвесок. Обычно использовались для закалывания тастаров - полотенцеобразного головного покрывала (бытовало у мишарей, касимовских татар и кряшен).

К.Ф. Гун, 1862

Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов - накосные украшения. У татар - это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани - тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги - сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения. Как было отмечено казанским этнографом и исследователем С.В. Сусловой, несмотря на обилие разнообразных форм и заимствования у других народов наиболее понравившихся образцов, специфичной и свойственной татарам была миндалевидная форма серьги.

Покрывая шею и грудь

Другой тип украшений - височно-нагрудные (крепились на висках и спускались в качестве декоративного элемента на грудь). К примеру, в экспозиции «Золотая кладовая» Национального музея Республики Татарстан представлено старинное украшение, которое прикреплялось к головному убору и, спускаясь вниз, украшало шею и грудь. Достаточно рано вышло из бытования. Характерно скорее для ранних форм костюмного комплекса.

Шейно-нагрудные использовались не только как декоративный элемент, но и применялись для прикрытия грудного разреза рубахи. Одно из наиболее знаменитых и узнаваемых украшений этого типа - воротниковая застежка или цепочка - яка чалбыры, представляющая собой металлическую или тканевую основу, закрепляющуюся на шее, со спускающимися со стороны груди подвесками.

Нагрудники как декоративный элемент были двух типов - нижние, которые носили утилитарный характер, а вот верхние уже принадлежали скорее к праздничному варианту. Они были разной формы, декорировались как позументом, нашивками, вышивкой, так и ювелирными бляхами, монетами и бусинами.

Перевязь хаситә стала практически визитной карточкой среди всего разнообразия украшений у татарок. Особенностью этого украшения было и то, что перевязь могла быть и тканевой, любовно украшенной самой хозяйкой (наиболее распространенный вариант, сохранившийся вплоть до второй половины XIX века среди женщин старшего возраста). Но встречаются хаситә и из металла, изготовленные профессиональными ювелирами (более ранние образцы городской татарской культуры рано вышедшие из бытования). Однако была и небольшая деталь, которая отличала ее от массы других украшений. По этому поводу К.Ф. Фукс писал: «Внизу этой перевязи на правом боку пришит корманец, куда кладут мелко писанный алкоран», что было отмечено и позднее Н.И. Воробьевым, «нашиваются на хаситә также различные предметы амулетного значения», соответственно, это не только декоративный элемент, но и имеющий в своей основе характер оберега. С.В. Суслова относительно данного украшения пишет «перевязь в целом является принадлежностью женского костюма и начальное надевание ее нередко связано с въездом молодой в дом жениха».

Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.

Дамские аксессуары

Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.

Перстни и кольца носили как татарские женщины, так и татарские мужчины. По этому поводу Н.И. Воробьев отмечал «кольца употребляются обычно европейского образца и носятся сравнительно реже, чем перстни, и главным образом мужчинами. Мужские перстни, украшенные печаткой из того же материала, на которой вырезается имя владельца, и украшенные эмалью или драгоценными камнями…Мужчины носят колец меньше, 1-2, редко 3, а женщины, даже крестьянки, 2-3 кольца носят постоянно, а по праздникам богатые татарки, отправляясь в гости, унизывают все пальцы перстнями, по нескольку на каждый, так что пальцы почти теряют способность сгибания». Тюрколог и профессор Н.Ф. Катанов в своей статье «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней» от 1904 года подметил интересный факт, что «перстни у татар (мужчин) носятся обыкновенно на указательном или безымянном пальцах, но никогда не встречаются на среднем».

Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.

Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год - сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».






2024 © blagosc.ru.