Айсберг происхождение. Какие бывают айсберги. Рождение ледяных гигантов


Айсберг - это величественное природное произведение искусства. Огромные ледяные скульптуры высотой до 100 метров, плавающие в море, являются грозным и одновременно завораживающим зрелищем. Они заставляют трепетать и благоговеть перед могущественными силами природы.

Уникальные произведения природы

Айсберг - это природное явление, великолепие и величественность которого с трудом можно отобразить на фотопленке, его невероятную ледяную мощь можно почувствовать только при личной встрече. Что же это такое? Нет двух одинаковых айсбергов, формы и размеры повторяются очень редко. Интересен сам факт их появления и образования.

Рождение ледяных гигантов

Айсберг - это образование, которое состоит из сильно уплотненного снега, выпавшего на гренландскую ледяную шапку несколько тысяч лет назад, если не больше. Из-за постоянных изменений и движения каждый год появляются тысячи айсбергов, которые в основном формируются в море от ледников в центральном и северо-западном регионе Гренландии, а также на ее восточном побережье.

Размер имеет значение

Айсберг - это явление природы, которое может выступать в самых различных формах, размерах и конфигурациях. Самые высокие из них возвышаются над поверхностью океана на высоте, соответствующей 15-этажному зданию, а самые маленькие похожи по своему размеру на небольшую хижину. Нередко целые дворцы айсбергов мягко дрейфуют под влиянием течений в арктических водах.

Это всего лишь верхушка айсберга

Каким бы большим ни казался айсберг, это всего лишь его вершина, оставшиеся 7/8 частей его массива находятся на морской глубине. Антарктида и Гренландия, где находятся все ледниковые покровы в мире, являются главными источниками этого природного явления в мире. Над водой видна одна восьмая часть айсберга, другая расположена ниже поверхности воды. Отсюда и появилась фраза «вершина айсберга», означающая только часть идеи или проблемы.

Почему айсберги синие?

Некоторые ледники и айсберги имеют синеватый оттенок. Химическая связь кислорода и водорода в воде поглощает свет в красном конце спектра видимого света. Синие ледники и айсберги голубые по той же причине, что и небо, которое таким является из-за атмосферного рассеивания света.

Большие куски льда

Айсберг - это не просто большой кусок льда, оторвавшийся от ледника. В его составе замороженная пресная вода. Большинство из них в Северном полушарии отрываются от ледников в Гренландии. Иногда они дрейфуют на юг с течением в Северную Атлантику. В Южном полушарии почти все айсберги выходят из Антарктиды.

Некоторые из них маленькие, это просто плавающий морской лед, который простирается не более чем на 5 метров над океаном. Айсберги также могут быть огромными, они иногда превышают по своему размеру некоторые острова, например, такой как Сицилия - самый большой остров в Средиземном море.

Опасный лед

Существует много разных видов айсбергов. Например, мохнатый лед представляет собой набор плавающих льдов и айсбергов длиной не более 2 метров. Особенно опасными являются подводные айсберги. Острый скрытый лед может легко проделать дыру в нижней части корабля. Особенно предательская часть Северной Атлантики стала известна как Аллея айсбергов из-за большого количества подводных ледяных образований. Это место находится в 250 милях к востоку и юго-востоку от Ньюфаундленда (Канада).

В 1912 году «Титаник», крупный британский океанский лайнер, на своем пути в Нью-Йорк, столкнулся с ледяной горой и затонул в Аллее айсбергов. Более 1500 человек погибли. Вскоре после того, как «Титаник» затонул, был создан Международный ледовый патруль для отслеживания айсбергов и предупреждения судов. Этот патруль продолжает свою деятельность и сегодня.

Куда плывут айсберги

Айсберг - что это? Как долго он может существовать? Куда он плывет? Ледяные массивы, оторванные от ледников и дрейфующие в более теплые воды, в конечном итоге тают. Ученые оценивают продолжительность жизни айсберга, начиная с первого снегопада на леднике и заканчивая окончательным плавлением в океане, приблизительно в три тысячи лет. По понятным причинам точное определение времени существования того или иного айсберга является весьма затруднительным. Движение наиболее крупных ледяных плавающих образований отслеживается при помощи спутников.

Формы и размеры

Айсберги поменьше могут происходить из ледников или шельфовых льдов, а также могут быть результатом разрыва большого айсберга. По форме они также совершенно разные. Некоторые айсберги имеют крутые стороны и плоскую вершину, другие - купола и шпили.

Айсберг - что это?

Слово «айсберг» происходит от голландского и буквально означает ледяную гору. Как известно, около 91% от всего плавающего ледяного массива находится под водой. Это связано с физическими характеристиками. Поскольку плотность чистого льда составляет около 920 кг/м 3 , а морской воды - около 1025 кг/м 3 , обычно одна десятая объема айсберга выше воды (по принципу Архимеда). Форму подводной части определить, исключительно глядя на часть над поверхностью, очень трудно.

Айсберги обычно колеблются от 1 до 75 метров над уровнем моря и весят от 100000 до 200000 метрических тонн. Самый большой известный айсберг в Северной Атлантике возвышался на 168 метров над уровнем моря. Это приблизительная высота 55-этажного здания. Подобные айсберги происходят от ледников Западной Гренландии и могут иметь внутреннюю температуру от -15 до -20 °C.

Отслеживание айсбергов

Айсберги обычно ограничены ветрами и течениями. Более 95% данных, используемых в анализах морского льда, получены от удаленных датчиков на полярно-орбитальных спутниках, которые исследуют эти отдаленные районы Земли. До начала 1910-х годов не было системы для отслеживания айсбергов для защиты судов от столкновений, скорее всего, потому что они не считались серьезной угрозой тогда, кораблям удавалось уцелеть даже при прямых столкновениях.

В 1907 году германский лайнер "Кронпринц Вильгельм" протаранил айсберг и получил очень серьезные повреждения, но смог завершить свое путешествие. Однако потопление «Титаника» в апреле 1912 года изменило все это и обусловило спрос на создание систем для наблюдения за айсбергами. Так был сформирован Международный ледовый патруль.

Новые технологии контролируют айсберги. Воздушный надзор за морями в начале 1930-х годов позволил разработать чартерные системы, которые могли бы точно детализировать океанские течения. В 1945 году эксперименты проверили эффективность радара при обнаружении айсбергов. Десять лет спустя были созданы океанографические контрольные пункты для сбора данных, эти форпосты продолжают служить исследованию окружающей среды.

Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды - около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой. Многолетние снегопады, уплотнение снегового покрова вызывает «рост» айсберга, превращая его как бы в совокупность из миллиардов крошечных ледяных зеркал, отражающих свет.

Основная информация

Форма айсберга зависит от его происхождения:

  • Айсберги выводных ледников имеют столообразную форму с слегка выпуклой верхней поверхностью, которая расчленена различного вида неровностями и трещинами. Характерны для Южного океана.
  • Айсберги покровных ледников отличаются тем, что их верхняя поверхность практически не бывает ровной. Она несколько наклонена, наподобие односкатной крыши. Их размеры, по сравнению с другими видами айсбергов Южного океана , наименьшие.
  • Айсберги шельфовых ледников имеют, как правило, значительные горизонтальные размеры (десятки и даже сотни километров). Их высота в среднем составляет 35-50 м. У них ровная горизонтальная поверхность, почти строго вертикальные и ровные боковые стенки.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Примером такого айсберга может служить Ледяной остров Флетчера . В Антарктике, при снабжении научно-исследовательских станций, айсберги использовались в качестве причала. Проведение грузовых операций с айсбергов имеет место в особых условиях. Они используются в том случае, когда ледовые условия не позволяют подойти судну к барьеру, а припай отсутствует или не обладает достаточной прочностью для использования его при выгрузке. В этом случае судно швартуется к столообразному айсбергу и уже с него производятся полеты самолетов и вертолетов.

Коммуникации

По мере таяния айсбергов происходит вытаивание и отложение моренного материала, заключённого в них.

Высота надводной части айсбергов в Арктическом бассейне не превышает 25 м, горизонтальные размеры - 100-500 м. Инструментальные измерения отношения надводной части арктических айсбергов к их осадке, выполненные с подводной лодки «Sea dragon» (США), показали, что оно находится в пределах 1:3 - 1:4. Таким образом, глубину 100 м можно ориентировочно считать максимальной для экзарационного воздействия. Следует учесть для льда, который можно расценить айсбергом, из-за разброса характеристик плотности-рыхлости высота надводной части может оказаться лишь 1:7 - 1:10 от общей высоты.

Интенсивность воздействия подводной части айсбергов на донные грунты , оцениваемая геолокацией бокового обзора по оставленным следам, изучена в Норвежском и Канадском секторах Арктики. Глубина ложбин (борозд) составила в среднем 3-5 м, ширина - 25-50 м. Максимальные значения - до 20 м в глубину и до 200 м в ширину при длине в несколько километров. Строительство трубопроводов над полосой пропахивания или вблизи её, по мнению специалистов компании EXXON, может вызвать смещение трубы, приводящее к деформациям, превышающим проектные [ ] .

Водоснабжение

Айсберги рассматриваются как один из вариантов обеспечения пресной водой засушливых регионов планеты. Эта идея впервые была высказана около 200 лет назад, однако до настоящего времени не реализована. Наиболее серьёзную попытку осуществить этот проект предприняли французские учёные Поль-Эмиль Виктор (фр. Paul Emile Victor ) и Жорж Мужен (фр. Georges Mougin ) совместно с Саудовской Аравией , проводившие работы в 1970-1980-х годах и возобновившие их в 2009 году с использованием компьютерного моделирования. По их расчётам возможна доставка айсберга весом до 7 млн тонн от берегов Ньюфаундленда до Канарских островов за 141 день, при этом остаточного количества льда хватит для годового потребления 35 000 чел.

Основные сложности при транспортировке айсберга:

  • неустойчивость
  • разламывание глыбы
  • таяние льда.

Практическая транспортировка айсбергов, не связанная с водоснабжением, осуществляется в Чили со второй половины XIX века. Кроме того, для исключения столкновений с нефтяными платформами нефтедобывающие компании осуществляют непродолжительную буксировку айсбергов, вес которых достигает 4 млн тонн .


«Ледяной горою айсберг из тумана вырастает. И несёт его теченье по бескрайним по морям»… Именно так мы привыкли представлять себе арктические ледники – белоснежными глыбами, мигрирующими в океане. А ведь на самом деле айсберги бывают разными – не только белоснежными, но и полосатыми!

Несмотря на то, что «разрисованные» айсберги – явление не уникальное, ученые долгое время не интересовались ими. Однако в 2008 г. во время научной экспедиции в 1 700 милях к югу от Кейптауна, ЮАР и в 660 милях к северу от Антарктиды исследователь Ойвинд Тэнджен впервые заметил льдину, украшенную разноцветными линиями.


Голубой, коричневый, зеленый или даже желтый – в палитре матушки-природы красок хоть отбавляй! Чаще всего встречаются «бирюзовые» узоры, секрет их образования прост: ледник выглядит белым из-за того, что в его структуре много пузырьков воздуха, а вот синие полосы – это замерзшая в трещинах айсберга пресная вода!

Темные разводы – это пыль и вулканический пепел, которые оседают на айсберге во время его образования. Такие ледники «рождаются» как ледяные шапки на вершинах вулканов, а при их нагревании «сползают» в воду.


«Изумрудные» полосы – это «вставки» старого льда, в котором не содержится пузырьков воздуха. Этот лед – замерзшая морская вода, которая столетиями скапливалась в ледяных расщелинах шлейфа, а во время разлома ледника вышла наружу.


Айсберги издавна привлекают внимание людей: завораживают своей красотой и пугают неизвестностью. Пока увидеть вживую «полосатые» ледовые глыбы могут лишь исследователи, но вполне возможно, что со временем они могут стать привлекательными туристическими объектами. Яркий пример – ледник-дамба Перито-Морено, расположенный в Южной Патагонии на Севере Аргентины. Знаменит он тем, что время от времени изумленные туристы, которые съезжаются сюда со всего мира, могут наблюдать его разлом!

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — огромная, отколовшаяся от краёв ледника дрейфующая в океане или море льдина.
Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Как образуется айсберг


Под действием силы тяжести от краёв ледника откалываются большие льдины, или айсберги. Ветром и течением их несёт в более тёплые воды.
“Фабриками” айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды.

Айсберги, образовавшиеся из материкового льда Антарктиды , могут возвышаться над водой на 100-метровую высоту. Самый большой из измеренных когда-то айсбергов имел 322 км в длину и 97 км в ширину .


Айсберги, образовавшиеся из ледников Гренландии и островов Арктики, значительно меньше – самые большие из них поднимаются до 70 м над поверхностью воды.



Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 000 айсбергов .

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации особенно в Атлантическом океане, так как течения их сносят в районы движения судов. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.



Над поверхностью моря находится примерно 1/10 часть айсберга , а большая часть их находится под водой.

Помимо этого, плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом и увидеть айсберг можно слишком поздно. Но на сегодняшний день моряков об опасности предупреждают радиолокаторы (радары), которые могут “видеть сквозь туман.



В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход "Титаник", пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул.

Когда часть ледника выходит далеко за пределы континента и начинает подтаивать снизу, от нее откалываются куски льда и отправляются в свободное плавание по морям и океанам. Дрейфующие ледяные глыбы получили название айсберги (Eisberg), что в переводе с немецкого означает "ледяная гора". Интересно, что видимая часть айсберга составляет всего 10%, а основная масса плавучей льдины скрывается в толще воды.

Айсберги в Патагонии.


Размеры отколовшихся фрагментов ледника впечатляют и поражают. Айсберги Антарктиды самые большие, имеют характерную горизонтальную поверхность с ровными отвесными краями. Самый крупный из известных на сегодняшний день айсбергов составлял когда-то часть шельфового ледника Росса в Антарктиде, а площадь плавучего гиганта на момент его образования в 2000 году достигала 11 тыс. км 2 .

Айсберг у берегов Дании.

Айсберг у берегов Гренландии.

Айсберг у берегов Антарктиды.

Айсберг у берегов Гренландии, июль 2013.

Самые маленькие айсберги отделяются от покровных ледников, их поверхность всегда неровная и чем-то напоминает односкатную крышу. Если на фото айсберг с выпуклой поверхностью, изрезанной трещинами, наверняка это отколовшийся фрагмент выводного ледника. Айсберги арктических вод не бывают большими, их максимальная площадь составляет 700 км 2 . Именно на таких плавучих островах успешно практикуют размещение исследовательских баз.

Айсберг на закате.

Гренландский ледник - от него откалываются айсберги.

Айсберг недалеко от берегов Исландии.

Небольшой айсберг ранним утром у Гренландии.

Форма ледового странника зависит от его происхождения, а цвет расскажет о его возрасте. Плавучая глыба белого, матового цвета означает, что перед вами недавно отколовшийся массив льда, потому что в надводной его части все еще находятся пузырьки воздуха. Со временем айсберг начинает таять, воздух замещается каплями воды и его цвет постепенно становится нежно-голубым. Когда в трещины и разломы попадает морская вода, "тело" айсберга покрывается зелеными полосами. Очень красивые пирамидальные айсберги с голубыми полосами образуются при таянии горных вершин.

Необычно и впечатляюще выглядят черные айсберги, образовавшиеся изо льда, который покрывал вершину вулкана до его извержения. Если на фото айсберг цвета темной морской волны, перед вами редкий экземпляр, под названием "обратный снег", а проще говоря - перевернутый айсберг, явивший миру свою подводную часть, пропитанную водорослями и морскими микроорганизмами.

Рисунок: сравнение подводной и надводной части айсберга.

Фото красивого айсберга.

Фото красивого айсберга.

Прекрасные в своем холодном величии, айсберги представляют серьезную опасность для судоходства, история никогда не забудет трагическую судьбу "Титаника", затонувшего в северной Атлантике в 1912 году.

Сегодня отколовшиеся от ледников плавучие фрагменты рассматриваются, как резервный источник пресной воды для транспортировки в засушливые регионы земли, но пока замысел находится в стадии разработки.







2024 © blagosc.ru.