Эдита пьеха без парика. Звёзды в париках. …А Пьеха живет с сумасшедшей


или как за 3 недели помолодеть на 30 лет без операций и инъекций?

За месяц до своего 80-летия певица внезапно помолодела на 30, а то и на 40 лет. Пластические операции в таком возрасте противопоказаны. Так в чем секрет?

Ее всегда окружали толпы поклонников. Женщины мечтали быть похожей на нее, а мужчины мечтали быть с ней. Но как артистке удается сохранять молодость и привлекательный внешний вид даже в 80 лет, дважды став прабабушкой?

Мы встретились с Эдитой Станиславовной накануне юбилейного концерта и задали вопрос, который волнует тысячи женщин:

“Как это возможно - в 80 лет выглядеть максимум на 45?”

Скажу вам честно: долгое время я действительно оставалась достаточно привлекательной женщиной несмотря на возраст, первые морщины, жизненные неурядицы. Но ближе к 60 годам начала сдавать. Лицо поплыло, появилась пигментация, очертились явные морщины, уже старческие, а не мимические, годы забирали свое....

Но сейчас-то, в 80, у вас нет ни единой морщинки и вы выглядите моложе, чем ваша дочь, это факт!

За комплимент спасибо. Вы знаете, в то время я была готова сделать подтяжку, филлеры, нити - все, что угодно, лишь бы не видеть в зеркале морщинистую старуху! Но врачи строго-настрого запретили мне какие-либо вмешательства: проблемы с сердцем и свертываемостью крови.


Дважды прабабушка Эдита Пьеха выглядит не старше 45

У меня по этому поводу развилась настоящая депрессия, я была совершенно не готова стареть. Я хотела сделать операцию даже с риском для жизни, но родные меня отговорили.

Но, признаемся честно, на свой возраст вы никогда и не выглядели, ваши поклонники это подтвердят.

В тот период я старалась не попадать в объективы фотографов, а на сцену выходила только после нескольких часов работы гримера. Это была отработанная схема (смеется). Все изменилось около полугода назад. И то, какой вы меня сейчас видите - уже не результат работы визажиста, а мое настоящее лицо. Причем без всякой пластики!

Народной артистке - 80!

Молодость в подарок от старого поклонника

Судьба сводила меня с многими прекрасными людьми. И у меня есть много друзей и поклонников по всему миру. Один из них, Виктор, он сейчас живет в Швейцарии, прислал мне на Новый Год огромный букет роз и малюсенькую коробочку с подарком. В коробочке лежало 3 упаковки швейцарского крема, вернее омолаживающей сыворотки. В постскриптуме к письму с поздравлением он написал, что это Био-Филлер - новейшая научная разработка, которой пока нет в продаже даже в самой Швейцарии, а ее авторы номинированы на Нобелевскую премию.

И вы рискнули воспользоваться этим кремом, которого еще и в продаже не было?

Конечно! Во-первых, Виктор мой старый друг, и ему я доверяю, а во-вторых - это была хоть и призрачная, но надежда! Я почитала состав: куча редких и очень дорогих компонентов плюс уникальный пептид, за который разработчики и были номинированы на Нобеля. Я просто заменила этой сывороткой свой дневной и ночной крем.


Первое время никаких изменений я не замечала: эффект, как просто от хорошего крема, то есть шелковистая, “отдохнувшая” кожа. Но уже через 2-3 недели дочка, с которой мы не виделись все это время, ахнула:

“Мама, ты нас не послушалась и все-таки сделала подтяжку?”

Я присмотрелась к своему отражению в зеркале… Глубокие морщины как будто наполнились изнутри теми самыми филлерами, инъекции которых мне были запрещены, гусиные лапки вокруг глаз стали едва заметны, а щеки стали намного меньше провисать, как будто приподнялись! А еще через месяц я действительно помолодела лет на 30!

Это правда! Больше 45 вам ну никак не дашь!

У меня весной приключилась забавная история. Внук Стас на пару дней вывез меня в Париж, я обожаю, когда там цветут каштаны! Мы пошли в ресторан, и метрдотель принял меня за подругу Стаса! Обращался к нам, как к парочке! (Смеется) Это был лучший комплимент за всю мою долгую жизнь!

Эдита Пьеха с внуком Стасом

Мы очень рады за вас, Эдита Станиславовна! А вы не знаете, эта волшебная сыворотка уже поступила в продажу в Швейцарии? Можно ли ее оттуда заказать или как-то “добыть”? Ведь каждая женщина мечтает вернуть себе молодость…

В Европе она продается где-то с весны, когда мы с внуком были в Париже, я прикупила там еще несколько упаковочек, в том числе и для Илоны (дочка певицы- прим.ред.) Но совсем недавно узнала, что В Москве открылось представительство компании-производителя Био-Филлер, и они осуществляют доставку по всему СНГ . Как раз перед юбилеем я заказывала именно у них на сайте .

А вот Нобелевскую премию разработчикам так и не дали, победил кто-то другой. Но это, думаю, и не так важно, ведь благодарность и счастливые улыбки тысяч женщин, которые, как я, смогли вернуть свою молодость и красоту, куда важнее! Вот кто теперь поверит, что я, например, прабабушка?

Внук певицы Стас с правнуком Петей

Потрясающая новость! Огромное Вам спасибо, ссылку на официальный сайт поставщика мы, с Вашего разрешения, разместим в конце публикации. Ещё раз благодарим Вас за интервью, поздравляем с юбилеем и желаем здоровья и дальнейших творческих успехов!

P.S. Недавно в сети появились фото 80-летней Эдиты Пьехи без макияжа, сделанные скрытой камерой. Нечистоплотные журналисты хотели выставить певицу в неприглядном виде на всеобщее обозрение и указать поклонникам на то, как она на самом деле постарела. Но эта затея закончилась фиаско: Эдита Станиславовна выглядит на 40 лет моложе своего возраста даже в домашней обстановке, без грима и фотошопа!


80-летняя Эдита Пьеха без макияжа. Фото скрытой камерой

А вот, как мы и обещали, ссылка на официальный сайт компании-поставщика низкомолекулярной омолаживающей сыворотки Био-Филлер, которая помогла Эдите Станиславовне вернуть свежесть, молодость и красоту.

Народная артистка СССР сегодня празднует юбилей [фото и видео]

Изменить размер текста: A A

Эдита Пьеха отмечает 75-летие. Да может ли такое быть? Кажется, она вообще не меняется. Все тот же голос, внешность. Наверняка так же хороши будут наряды, которые шьет артистка к юбилею, - их пока еще никто не видел. Будут и новые песни. Обо всем этом мы и поговорили с Эдитой Станиславовной перед ее днем рождения.

«В Польше фамилия Пьеха - как в России Иванов»

Моя мама была простой женщиной, женой шахтера, пела в костеле. Когда узнала, что я стала певицей, написала: «Еще никто пением не зарабатывал. Как тебе не стыдно?» Я ничего не могла объяснить маме…

Мне платили сначала три рубля за концерт: хватало на чулочки- колготочки. Потом стали платить пять. Затем девять, тринадцать, двадцать. И наконец, за сольный концерт я стала получать две ставки - 38 рублей. И мне казалось, что я такая богатая! Но все равно ничего не скопила.

И вы совсем не догадывались, что станете звездой?

Во-первых, я не звезда. Знаете, какое определение придумала: звезда - это когда нет фамилии. У нас сейчас все звезды. А я с самого начала была просто Эдита Пьеха.

Я полюбившаяся людям артистка. Согреваю, как патриарх Алексий, веру дарю, надежду, любовь к жизни. А иначе и нельзя. Куда бы я ни приехала, везде мне говорили: «Здравствуйте, Эдита Станиславовна!»

Только один раз случилась смешная история. Мы выступали в Котовицах в Польше . Вышла на сцену проверить микрофон. И тут кто-то кричит: «Пьеха, подвинь рояль!» Я отвечаю: «Извините, я не буду двигать рояль». - «А вы тут причем? У нас каждый третий здесь - Пьеха!»

Оказалось, мой папочка родом из Горной Силезии и там действительно Пьеха, как в России Иванов . И подвинуть рояль попросили рабочего сцены.

У вас остались родственники во Франции ?

Есть сводный брат по матери, он милиционером работал. Хотя в отличие от своего отца в школу и ходил, но никогда ни одного письма не написал, отдувалась его жена. Она никогда не забывала напомнить: «Мне бы шубку, сапожки новые, французскую косметику - может, у тебя лишняя есть?» Мне это надоело, и я перестала отвечать. Так что больше не поддерживаем отношений.

В прошлом году я позвонила: «Приглашаю вас в гости на Рождество». Брат ответил: «Ты с моей женой не хочешь переписываться, и я не приеду к тебе». Сейчас в связи с юбилеем меня свозили в Польшу. Но я отказалась пойти к ним. Мне еще мама говорила: «Вы никогда друг друга не поймете, ты другая».

Кстати, на юбилей я пригласила только своих университетских друзей. Из Польши, может, приедет моя подруга.


«В жизни было много сказок»

Очень грустно, что профессия артиста стала синонимом участника шоу-бизнеса, - сказала Эдита Станиславовна. - Артист - человек, который дарит всего себя. Все свои силы душевные, духовные передает людям, чтобы стали лучше, добрее, чище, влюбленнее во что-то. Уже несколько раз я спрашивала себя: зачем нужны юбилеи? А потом подумала: есть люди, которые столько лет дарили мне цветы, верили в мои песни. Ну почему же их не собрать на концерте?

В свой день рождения я никогда не устраиваю застолья в ресторанах. Зато выхожу на сцену. К тому же в этом году еще и 55 лет творческой деятельности. Эту дату отмечаю с того момента, как получила золотую медаль на международном конкурсе на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве . В 1957 году прошли первые гастроли по Украине , в Крыму . И понеслось-понеслось-понеслось! Так что эти 55 лет - не придуманные, не со времен детского сада, хотя там я тоже пела. Это с того момента, когда я впервые увидела свою фамилию на афише.

Кажется, что все ваши трудности вам помогает преодолеть доброжелательный характер!

Это не характер, а воспитание. Во Франции, если я плохо писала сочинение, то в лучшем случае получала по рукам линейкой или стояла коленями на горохе. Или у нас была «ослиная парта», там надо было отсидеть неделю. На ней написали: «Ты осел, ты ничего не знаешь». Это было унижение. А потом я оказалась в Польше. И встретила хорошую учительницу, которой благодарна за все. Но там был отчим, который «дрессировал» меня, как Запашные в цирке своих зверей.

Зато сейчас мне говорят: «Вам столько цветов дарят!» А я каждый раз удивляюсь: «Это мне?» И благодарна, потому что неиспорченная. Энергетика, которую я дарила, сформировала очень добрые взаимоотношения с людьми из многих-многих городов за эти 55 лет. Так что в этом плане я миллионерша.

Такая есть деталь. Например, прихожу в магазин без грима, спрашиваю: «У вас рыба сегодня свежая?» - «Ой, Эдита Пьеха! Нет, не берите эту рыбу, она вчерашняя».


«И представить не могла»

А о чем вы мечтали в детстве?

Борис Потемкин , тот самый, который «Соседа» сочинил, подарил мне «Колыбельную». «Мне не снились сказки - снилась корка хлеба и большие бомбы, что летели с неба». Была война, жизнь в ее самом жестоком проявлении. В четыре года быть на похоронах, увидеть папу, который еще вчера со мной разговаривал, а сегодня его кладут в землю… Соседи откапывали дом, в который попала бомба. Я видела, как расстреливали шахтеров, пускавших под откос немецкие поезда. И немцы кричали при этом: «Нехсте, нехсте!»

У меня в репертуаре появилась песня «Следующий!». Там были такие строчки: «Следующие кричали: «Если ты забудешь об этом, следующим будешь ты». Это протест против войны. Я все видела не в книжках. Суровую правду и обжигающую боль этой жизни ощутила своей кожей. А мечты - даже понятия такого не было.

И книжек не было: отчим не разрешал мне их читать. Он был безграмотным мужиком, пастухом. В шестнадцать лет эмигрировал из Польши, перед Первой мировой войной. Он кричал: «Книжки читают только бездельники, аристократы». А он был коммунистом. «Я борец. Хочу, чтобы ты пошла на фабрику, работала, помогала людям лучше жить». Так что мечты - это слова, смысл которых я узнала уже в зрелом возрасте, оказавшись в Советском Союзе. Прикоснулась к прекрасному, оказавшись на учебе в университете в замечательнейшем из городов мира - Ленинграде .

Когда приехала, все не верила, щипала себя. Думала: боже ж ты мой - Исаакиевский собор! Петропавловский шпиль! Я все это видела на фотографиях…

В юности как будущее представляли?

Думала только, что мне надо закончить университет. Что нельзя простужаться, потому что я переболела туберкулезом, из-за него могли возникнуть осложнения. Но я простудилась, была пневмония, которую три года не могла вылечить.

В юности случались ежедневные проблемы. Гастроли, когда мы работали в Ленконцерте . Я знала на год вперед, в каком городе буду выступать и какого числа. И больше ничего не могла предположить. Как я могла догадаться, что поеду выступать в парижскую «Олимпию»?!

Попасть в Париж - еще одна сказка. В моей жизни было много сказок. Те, которых я не видела, потому что мне снилась корка хлеба, стали вдруг сбываться в жизни. По сценарию, который писала свыше какая-то сила, ангел-хранитель.


НЕПРОСТЫЕ ГОДЫ

«Отчим бил, а я молчала, как Зоя Космодемьянская»

Отчим вас избивал?

Еще как! Для меня быть битой было нормой. Он считал, что меня надо колотить, чтобы случайно не выросла девушкой легкого поведения. Начальную школу я оканчивала в маленьком городочке под названием Гетесберг - «Божья гора», который находится на высоте шестьсот метров над уровнем моря. А потом ездила на поезде в педагогический лицей, четыре остановки. Надо было встать в полшестого утра, идти пять километров до станции. Летом это в радость, а

зимой - по пояс в снегу. А потом так же обратно.

Иногда поезд опаздывал на час, а то на два. Я являлась домой вместо восьми часов вечера в десять. А отчим уже ждал с ремнем: «Не выдумывай, что поезд опоздал. Ты просто шлялась с мужиками! Я не дам тебе вырасти проституткой!» В его понятии девочка, приходящая не вовремя, - гулящая. Бил ремнем по ногам, мама плакала. А я говорила себе: «Я - Зоя Космодемьянская». Он кричал: «Вот видишь, она даже не плачет, потому что виновата!»

Но это можно было пережить. В Освенциме фашисты пытали людей гораздо больнее. Если бы мой папа был жив, меня бы никто так не воспитывал. Но зато я закаленная.

Дочь и внука случалось наказывать?

Внука один раз ударила, и дочку один раз. Уже и не помню, что они сделали. Как-то себя повели не так, и мне ничего не оставалось делать, как по попе надавать. Но не ремнем, а рукой. Рука моя вспухла, дочка плачет, я тоже. А потом целуемся: «Мама, я больше так не буду!» Внук после головомойки впоследствии написал: «Моя бабушка - хороший человек, но в гневе ее надо бояться». Но зато на всю жизнь запомнил, что так нельзя.

А если бы жив был отец?

Мама всегда говорила: мог еще пожить, если бы не карты. Мой папочка в 36 лет уже не мог спускаться в шахту, у него была инвалидность - окаменение легких. И врачи советовали: надо беречься, нельзя простужаться. А он любил играть с друзьями по шахте в карты. И вот мама не укараулила, когда он сел на сырую землю, а это была ранняя весна. Простудился. И через несколько месяцев умер. Если бы папа выжил, остались бы во Франции. Отчим же, как коммунист, хотел строить народную Польшу. Вот и поехали. Мне тогда было девять лет…

Но получается, что я благодаря отчиму стала артисткой: убегая, оказалась в Советском Союзе. Если бы этого не случилось, не записалась бы в хор польских студентов, не встретила бы Александра Броневицкого, не обрела бы дом, Родину, семью - всех, кто является смыслом моей жизни.

Не было бы всего этого. Тогда, наверное, вышла бы в Польше замуж за шахтера. Была бы сейчас пенсионеркой, учительницей. А во Франции в лучшем случае пошла в служанки в богатый дом, прислуживала состоятельным людям.

А может, певицей бы стали, как Эдит Пиаф . Голос-то у вас шикарный.

Да кому это там было нужно? Мама моя тоже красиво пела в хоре в костеле. И я бы тоже пела в хоре в костеле. Эдит Пиаф была в Париже, а не в шахтерской глубинке. Вообще судьба, как клад, на который натыкаешься нечаянно. И он сверкает красотой драгоценных камней. Ты прикасаешься к нему, он тебя греет, и ты по жизни идешь уже в другом качестве благодаря таланту.


ИСТОРИИ

«Я правда из Франции»

Я была потрясена, когда меня пригласили петь в парижскую «Олимпию» в 1965 году. На огромной пресс-конференции на меня набросились журналисты. И кто-то задал агрессивный вопрос: «Вы все придумали. Это пиар, что вы родились во Франции!» Я ответила: «У меня нет с собой метрики, а то бы могла вам показать». Журналисты предложили мне поехать с ними за четыреста километров в тот шахтерский городок, где я родилась. Мэром города был француз по имени Огюст Галле , ему было уже за восемьдесят лет. Его предупредили, что я еду. Первое, что он сказал при встрече, открыв бутылку шампанского: «Я был коммунистом всю войну. Руководил шахтерами, чтобы поезда, везущие уголь в фашистскую Германию , шли под откос. Мне жилось нелегко. И я не представлял, что доживу до того дня, когда ко мне в мэрию приедет девочка, которая протянет мне руку советско-французской дружбы. Спасибо вам, Эдит!» И вручил копию метрики. Оказалось, я действительно там родилась. Журналисты лапки кверху подняли. Эта метрика и сейчас у меня хранится. Естественно, дубликат. Я еще два раза побывала в этом городке. В судьбе все сходится. Помните песню на стихи Роберта Рождественского «Город детства»: «Город, как сон, пылью тягучей покрыт, занесен… Тихо кассирша ответит: «Билетов нет…» А мне судьба подарила билет в город, откуда я когда-то уезжала голодной голодранкой…

Помог Горбачев с перестройкой

Я поселила себя в пригороде, потому что в городе мне было душно и очень шумно. Купила типовой домик в простом советском садоводстве во Всеволожском районе. Мужчина, который его продавал, спрашивает: «Сколько у вас денег?» А я не знала, что сколько стоит. У меня было 25 тысяч рублей, все мои деньги. На дворе стоял 1989 год. Хозяин и говорит: «Как раз хватит». А потом соседи сказали, что эта халупа стоила от силы пять тысяч. А я все отдала. И потом плакала, потому что это оказалось непригодное для жизни помещение. Но на выручку как с неба свалился Михаил Горбачев с перестройкой. Пошли концерты по договорным ценам. Мне стали платить за выступление не 38 рублей, а 150-200-300, а то и тысячу. И через год я уже за тридцать тысяч снесла эту халупу. И стала строиться. Но и тут не обошлось без приключений. Купила 75 поддонов кирпича. И за ночь этот кирпич исчез, как корова языком слизнула. Меня жизнь всегда испытывает на прочность. Все, что в жизни бывает трудно, имеет адрес: Эдита Пьеха.

Живых легенд эстрадного и оперного искусства поселили на первом этаже центра пластической и реконструктивной микрохирургии Челябинской областной клинической больницы. В самых обычных палатах, расположенных в разных концах коридора. Правда, со всеми благами цивилизации - телевизором, холодильником и туалетом. Примадонны приехали не одни, а с заботливыми помощницами. Елену Образцову опекала пожилая дама Раиса Марковна, гордо разгуливавшая по отделению с цифровым фотоаппаратом, а Эдиту Станиславовну - скромная русоволосая женщина по имени Люба. Жили "опекунши" в тех же палатах, что и их знаменитые подопечные. Готовили знаменитостям диетическую еду на общей кухне и скрашивали одиночество.

Образцова ест для си-бемолей

Елена Васильевна встретила меня в белоснежной постели. Молоденький врач делал ей массаж сначала рук, затем ног. На тумбочке рядом с кроватью лежали дорогие кремы и прикольная старенькая игрушка - песик с выцветшими пуговицами вместо глаз. Это Бобка, талисман. Как выяснилось позже, Образцова всюду возит его с собой, не расставаясь даже на день: родители купили симпатягу перед самым рождением Леночки…

Разговор с певицей завязался на удивление быстро. Нисколько не смущаясь присутствия массажиста, Образцова призналась, что сделала очередную подтяжку лица и обвисших частей тела.

Моя эффектная внешность - это дело рук вашего Александра Григорьевича, заведующего отделением пластической микрохирургии, - сообщила она. - Тщательно слежу за тем, как выгляжу на сцене. Ведь публика не только слышит мой голос, но и смотрит на меня. Время идет, тело стареет. А я должна быть молодой и душой, и телом. Оставаться такой мне и помогает Александр Пухов . Я его обожаю. Мы познакомились несколько лет назад. Первую подтяжку на лице я хотела делать в Испании. Купила билеты. Вдруг мне звонит Елена Малышева , ведущая передачи "Здоровье": "Леночка, зачем вам ехать в Испанию, когда в санатории "Увильды" есть замечательный доктор. У него золотые руки. Нет, волшебные!" Я тут же связалась по телефону с Пуховым, а через несколько дней он уже был у меня в гостях. Александр Григорьевич мне сразу понравился. Я сдала билеты в Испанию и поехала на Урал. Операции абсолютно безболезненные. После них я чувствую себя лет на 20 моложе. И главное - никаких шрамов. - Какой косметикой вы пользуетесь? - Только импортной. Кремами - от "Лореаль". Духами - "Картье" и "Бушерон". Я много работаю за границей. Где я там буду искать нашу парфюмерию? - Вы то худеете, то поправляетесь. А другие оперные певицы словно соревнуются, кто из них толще. Почему? - Я очень быстро набираю вес. Поэтому всю жизнь сижу на диетах. Ем в основном одни и те же продукты - рыбу, мясо, курицу, салаты, цитрусовые. Потом мне это все надоедает, и я радостно балую себя сдобой и сладким. Но и в дни таких "праздников живота" ем очень мало. Я - женщина, и нравлюсь себе стройной. Хотя оперным артистам "лишние" килограммы необходимы, чтобы голос хорошо звучал. Когда мне стало трудно петь Аиду, я набрала три килограмма для моих си-бемолей. - Фотографы говорят, что у вас "хамелеонские" глаза… - Да. Когда я люблю, они голубые. Если злюсь - серые. Когда грущу, они зеленые. Но так у многих. А вот из-за зрения я столько пережила! Четыре года назад мне подарили японский велосипед. Я сразу села на него и помчалась. Откуда мне было знать, что у него тормоз не ножной, а ручной. В итоге со всей дури шмякнулась об асфальт. И у меня отслоилась сетчатка глаза. Но я не бросила работу. Пела вслепую. Зрение мне вернули испанские врачи. Сейчас, слава богу, все в порядке. Даже машину вожу. У меня "мерседес". - Гаишники часто останавливают? - Постоянно. Но не для того, чтобы оштрафовать. А ради билетов в театр. Остановят и улыбаются: Я достаю кошелек. "Нет, нет, Елена Васильевна, - успокаивают они, - вы не нарушили правил. А когда у вас очередной концерт?" Приходится дарить билеты… - Как вы относитесь к Николаю Баскову? - Певец так себе. Хотя голос у парня, безусловно, есть. Баскова раскрутили менеджеры. И теперь он находится под их мощным влиянием, а они его нагло эксплуатируют.

Два года назад все только и говорили о новом марочном коньяке "Елена Образцова" - 25-летней и 50-летней выдержки. Что-то его не видно на прилавках . - Тбилисский коньячный завод назвал моим именем не только коньяк, но еще и вина - красное и белое сухое. С моим портретом и автографом на этикетках. Сначала планировали, что все пойдет на экспорт. Но потом переиграли. Совсем недавно первую партию напитков завезли в Москву. За качество коньяка и вин я отвечаю, но, по слухам, их покупают больше из-за интереса к моей личности. Словом, пока никакой прибыли винно-коньячный бизнес мне не приносит. Новым напиткам надо сначала утвердиться на рынке. - Говорят, у вас дома настоящий зверинец. Кто присматривает за животными? - Женщина, которая живет у меня уже много лет. Но мой зверинец - это всего лишь собаки Антошка и Дашка и кот Сережка. Антон у меня чистокровный американец. А вот история появления Дашки заслуживает отдельного рассказа. Несколько лет назад, на концерте в Новосибирске, к сцене подошла поклонница и вручила корзину цветов. Я решила спеть на бис, взяла высокую ноту, и неожиданно из цветов в унисон мне раздался протяжный вой! Я чуть корзину из рук не выронила. За кулисами, сгорая от любопытства, разворошила цветы. Там сидел маленький очаровательный пудель. Корзину оставила, а вот собачку забрала с собой в Москву. К слову, кота Сережку мне тоже подарили. …Когда Образцова уезжала из клиники, в которой провела неделю, поднялась суматоха. Пока носильщики разбирали увесистые сумки, а медперсонал хором ей говорил комплименты, Образцова пристально разглядывала себя в висевшем на стене зеркале: за несколько часов до отъезда Елене Васильевне наложили обезболивающую повязку на тело, поэтому чувствовала она себя с ней не так уж уютно. Но гастрольный график дольше оставаться в клинике не позволял…

…А Пьеха живет с сумасшедшей

Высокая стройная дама, облаченная в синее трико и серую шерстяную кофту, семенящей походкой проскочила в кабинет Александра Пухова. Честно признаюсь, я не узнала великую певицу. Эдиту Станиславовну выдал голос и ее знаменитый, только ей присущий акцент. Через приоткрытую дверь до меня изредка долетали обрывки ее разговора с врачом. Когда Пьеха вышла, я напросилась к ней на интервью. Певица как-то подозрительно быстро согласилась и вежливо пригласила зайти минут через пять в 36-ю палату, которой, как выяснилось, в клинике нет и в помине.

Спустя немалое время я все-таки выяснила, где лежит Пьеха, и отыскала нужную палату под номером 12. Но звезда эстрады меня в нее не пустила. А предложила, тяжело вздохнув, для беседы обтянутые рыжим кожзаменителем кресла возле операционной. - Вы впервые делаете пластику в челябинской клинике? - Прежде чем отдать себя в руки хирурга Пухова, я все хорошенько обдумала, - уклончиво ответила Эдита. - Наша дружба с ним длится около пяти лет. Здешние хирурги нисколько не хуже европейских. Моя кожа особенная, но не капризная, зачем же ехать за тридевять морей? Я балую себя разными кремами. Мне очень нравится "орифлеймовская" косметика. Раньше любила наш крем "Восторг". Теперь, похоже, его не выпускают.

По Интернету "гуляет" информация, что вы подсели на таблетки для похудания, которые рекламирует Лариса Долина.

Что вы, какие таблетки! В жизни их не пила. Я исповедую два пути - это витамины и активное движение. Мой организм всегда получает то, что он хочет. Мое правило: ешь мало, но часто. Таблетки и всякие диеты - это насилие над организмом. - Почему вы отказались от больничной еды? - Я не рискнула питаться в больничной столовой. Привыкла есть только знакомую пищу. Даже в Петербурге я хожу исключительно в те рестораны, где знаю, как готовят. Я очень люблю китайскую кухню, но сейчас ем в основном фрукты. Поэтому я и привезла с собой приятельницу Любу, она утром их покупает и готовит салатики ассорти. Правда, сегодня Любочка приготовила вкуснейший супчик из овощей со сметаной. Поела с удовольствием. - Пациенты вас узнают без грима? - Да. Здороваются, берут автографы. Из палаты стараюсь выходить только по острой необходимости. Мой самый дальний маршрут - до палаты Елены Васильевны и обратно. Большую часть времени провожу в кровати.

Пока певица отвечала на вопросы, медики несколько раз порывались увезти ее то на массаж, то на какие-то процедуры. В ответ Пьеха изящно поднимала левую руку и спокойно обещала: "Сейчас мы закончим!"

- О чем вы сейчас больше всего мечтаете и о чем сожалеете?

Мечтаю отправиться в путешествие по всему миру в качестве обычного туриста. Я много лет трудилась не щадя сил. Пусть хоть теперь жизнь меня побалует. А жалею больше всего на свете о том, что у меня одна дочь. Ведь я мечтала о троих ребятишках. И еще жалею о том, что моя мамочка Фелиция рано ушла в мир иной. Мы так редко с ней виделись. Я очень похожа на нее. Мне было четыре года, когда умер папа. А через три года мама похоронила моего старшего брата. Она быстро вышла замуж. Но за нелюбимого человека. Другого выбора у нее не было. Мы жили в казенном шахтерском доме. Отчим работал на шахте. Мамочка вела домашнее хозяйство. Семь лет она самоотверженно боролась с белокровием. Как-то раз она сильно простудила ноги. Через шесть недель ее не стало. Этот день был самым черным в моей жизни.

- Какие главные качества вы унаследовали от мамы?

Любовь к труду, веру в собственные силы и чистоплотность. Я очень люблю делать генеральную уборку в доме. Когда от скуки не могу найти себе места, беру тряпку или начинаю пылесосить все, что попадается по руку. Хотя у меня есть домработница Вера. На правах члена семьи она живет у меня уже 33 года. Это еще тот фрукт, скажу я вам. Ее мать физически неполноценный человек. Да и сама Вера недалеко от нее ушла. Меня часто спрашивают, дескать, зачем я держу в доме сумасшедшую домработницу, которая не справляется со своими обязанностями и сама открывает воришкам двери. Наверное, из жалости. У Веры нет ни родных, ни друзей. Мне приходится следить за ней как за маленьким ребенком. Я люблю ее по-своему. Но ругаюсь, когда она перегибает палку: "Не прикидывайся невменяемой. Я тебя насквозь вижу. Делай, что говорят!" Так и живем. - Почему вы не помогаете Илоне делать сольную карьеру, как, например, Алла Пугачева - Кристине? - Зачем? Дочь сама прекрасно со всем справляется. Дар общения с публикой передался ей от отца, Александра Броневицкого . Музыкальность, видимо, от меня. Если бы Илонка была бездарем, я никогда не позволила ей выйти на большую сцену. - Когда публика сможет вас увидеть? - На моем 65-летии, которое состоится 31 июля в Петербурге в концертном зале "Октябрьский". В свой юбилей хочу выглядеть неотразимой. На сцене я создала себе образ Королевы. А о дальнейших гастрольных планах точно сказать сейчас ничего не могу. Сама не знаю.

В конце беседы Эдита Станиславовна все-таки пригласила меня в свои "покои". Пока она подписывала мне открытку, в палату бесшумно вошла делегация врачей и дала мне понять, что отведенное на интервью время закончилось. …Проводы Пьехи в клинике были куда менее пышными, чем Образцовой. Звезда эстрады улетела в Питер ранним утром. Незаметно. А медперсонал, видимо, еще долго будет вспоминать ее нелюбовь к уральской прохладе: певица постоянно мерзла, практически не снимала с себя теплые вещи и даже спала в шерстяных носках.

Она родилась в нищете и создала себя сама. Ее любовь – Петербург, ее девиз – труд, ее слабость – наряды. Эдита Станиславовна давно является эталоном женской красоты, элегантности и вкуса. Просто стоять у рояля ей было неуютно. Она сняла микрофон со стойки – первая на нашей эстраде. И во многом потом была первой: первой стала разговаривать с публикой на концертах, первой из советских эстрадных артистов пела в Боливии и Гондурасе, участвовала в первых сеансах прямой связи с космонавтами, была первой исполнительницей песен лучших советских авторов, первой на эстраде стала отмечать творческие юбилеи…

Эдита Пьеха последние десять лет живет в деревне Северная Самарка под Питером. Среди сосен, собак и тишины. В доме с зеленой крышей и башенкой. Он почти как в ее французском детстве…

У нее замечательные внуки и дочка. Вот только женского счастья на долю этой удивительной женщины выпало, увы, немного. Впрочем, на судьбу она зла не держит. Она не признает дружбу между артистами, считая, что она не может быть искренней. Придерживается со всеми дипломатических отношений…

– Эдита Станиславовна, каким вам вспоминается ваше французское детство? Не хочется вернуться в тот маленький шахтерский город, где вы выросли?

– А это и случилось, не так давно я вернулась туда, и, вы знаете, там по-прежнему большинство шахтеров – поляки, и даже мэр города – поляк. Это возвращение было очень трогательным. Я снова увидела дом, в котором родилась и где прошло мое детство. Кстати, когда десять лет назад я строила мой загородный дом под Петербургом, то как-то подсознательно ориентировалась на этот дом во Франции. Правда, я думала, что французский дом был больше, а вот когда приехала, то увидела, что на самом деле он миниатюрнее.

Вы родились не в Советском Союзе, однако всю жизнь были патриоткой этой страны. Почему?

– Вы знаете, у меня просто на роду написано, что когда-то в прошлой жизни я родилась на Аляске и была княгиней. А на самом деле родилась я на севере Франции, в семье шахтеров. Мне было два годика, когда фашисты оккупировали Францию. Бомбежки, недоедание, тревога, школа в бомбоубежищах – все это воспитало во мне требовательность и желание что-то получить, достичь чего-то. Так и провела девять лет во Франции, девять лет в Польше. А потом приехала учиться в Ленинградский университет и поняла, что это мой город, моя родина.

Мало кому известно, что у вас за плечами психологическое образование…

– Да, у меня позади факультет психологии Ленинградского университета. Я отличилась среди студентов тем, что, будучи уже артисткой, мне нужно было учиться заочно. Но в университете не было заочного факультета по этой дисциплине. Я поехала к министру высшего образования и сказала ему, что хочу петь и учиться одновременно. Так и закончила факультет заочно, после меня это уже никому не удавалось.

Что он вам дал, зачем это было нужно?

– Там я поняла, что нужно в себе выработать рефлекс. Павлов вырабатывал условные рефлексы в собаках. А я решила, что я – та же самая собака и сама себе Павлов. И научилась себя программировать. В отличие от русских женщин, которые говорят, что «один раз живем», у меня были и остаются другие принципы. Я, например, до сих пор уверена, что мы едим только для того, чтобы жить. Я уже давно отучилась есть. Моя жизнь не была сладкой конфеткой, это сплошной бег с препятствиями. Но преодолев очередную дистанцию с препятствиями, я говорила себе: «Пьеха, ты молодец, ты справилась». А взамен этого – аплодисменты, людская благодарность, письма.

Вокруг вас всегда был миллион поклонников? Это мешало семейной жизни?

– Я своей жизнью довольна. У меня были поклонники, но я на них не реагировала. Я католичка, и это грех – изменять мужу. У меня четверо мужей было. Но ни один не хотел быть мужем Эдиты Пьехи, каждый хотел быть самим собой. Удалось это только Броневицкому. С ним мы 20 лет рука об руку по жизни шагали. Но только 20 лет ради искусства. Он меня не баловал. И когда на 21-м году жизни на моем пути встретился красивый мужчина, правда, младше меня на семь лет – я уже тогда завела моду на младших в Советском Союзе – я начала другую жизнь. Примеряла ее на себя как могла, но не получилось: я все-таки была артисткой, а он был при мне – муж. Следующий был на 19 лет моложе меня, но уже коллега, который очень мне помогал, но, к сожалению, он рано ушел из жизни.

Какая вы мама?

– Никакая. Подружка. Восемь месяцев было Илоночке, когда я отдала ее маме Сан Саныча Броневицкого. Кстати, мама его – латышка, Эрика Карловна из Валмиеры. Я ее уговаривала года два перед этим понянчиться с внучкой, и наконец она согласилась. Так что Илона – дочь Броневицких. Когда мы расстались с ее папой, она на суде сказала, что хочет остаться с ним. Но судья оставил ее со мной, и в конце концов мы стали подружками. Теперь она мне звонит, интересуется, советуется.

Как вышло, что у вашего внука фамилия Пьеха?

– У меня папа был Станислав Пьеха. Мне было четыре года, когда он ушел в мир иной. Уже будучи взрослой, мне все время не хватало папы. И я себе сказала: боженька, клянусь тебе, что рожу сына и назову его в честь моего папы. Но родилась Илона, и она о моей мечте узнала. Поэтому, когда родила мальчика, назвала его Стасом. Он похож чем-то на меня и на папу.

– Эдита Станиславовна, сейчас большим спросом пользуются мемуары актрис и актеров, в которых они пишут о своих бывших женах и мужьях, любовницах и любовниках. Вам, наверное, тоже есть что вспомнить?

– Уровень культуры в нашем обществе сегодня крайне низок, это очевидно. Как вам кажется, с чего следует начать подъем?

– С разговора о том, как поднять элементарную бытовую культуру нашего общества. Как-то в Чебоксарах я была свидетелем такой сцены: толпа мальчишек чего-то ждала у гостиницы, в то время когда им полагалось быть в школе. Смотрю, открываются окна на верхнем этаже и оттуда какие-то немцы, очень навеселе, выбрасывают банки из-под пива, пепси, кока-колы. Мальчишки, как саранча, накидываются на них, начинают друг с другом драться. Я подошла к ним, говорю: «Неужели не стыдно попрошайничать? Давайте куплю вам конфет, билеты в кино». То есть, понимаете, это поколение уже потеряло свое достоинство. Разве пойдет мальчишка, мечтающий о банке пепси-колы, в Третьяковскую галерею? Ведь прав же был Маркс, сказав, что бытие определяет сознание. Сознание у наших людей пошатнулось, вырвался наружу какой-то звериный инстинкт. И правильно сказала Элина Быстрицкая: надо привлечь церковь к тому, чтобы людей отрезвить и остановить в этом помешательстве, бешеном, сумасшедшем беге, где они просто потеряли себя.

Эдита Станиславовна, вы всегда были и остаетесь самой элегантной певицей нашей эстрады...

– Я радуюсь, когда люди говорят мне эти слова. Потому что мое поколение, поколение шестидесятников, сумело задать хороший тон, создать свой стиль поведения на сцене, манеру одеваться. Я была, пожалуй, первой актрисой после Шульженко и Орловой, которая одевалась только у профессиональных модельеров. И я очень благодарна Вячеславу Михайловичу Зайцеву, первому моему модельеру. До этого многие певицы одевались во что попало, из сумки достает платье, встряхнет, наденет и бежит на сцену. Для меня отношение к тому, что происходит на сцене – это святое, это как молебен в церкви. С таким чувством я выхожу на сцену, я никогда не позволю себе даже сесть в концертном платье.

Каким секретом должна обладать женщина для того, чтобы иметь успех у мужчин?

– Все секреты давным давно открыты. И у каждой женщины есть какие-то свои секреты, совершенно простые. Потому что это трудно и одновременно очень просто. Каждая женщина должна искать собственный стиль. Для этого нужен индивидуальный подход и полное доверие к себе. Очень важно для женщины не терять своего достоинства, не забывать, что она женщина. Пусть будут каблучки, а не какие-нибудь растоптанные шлепанцы, пусть будет какой-то шарфик на самом скромном платьишке – не только бриллианты украшают женщину. Обязательно ухоженная головка, причесанные волосы. Если нет возможности, то сэкономить и купить какой-то недорогой паричок на выход в театр. С работы прибежала, душ приняла, чуть-чуть глазки подвела, припудрилась, паричок причесанный надела и пошла в театр с мужем или знакомым. Нужно следить за мужьями, они это очень любят. У мужа должна быть всегда чистая сорочка, отутюженный костюм. И, конечно, в доме должна быть чистота. А еще женщина должна всегда быть влюблена. Любовь многолика, и я считаю, что на любви и на женщине держится все, это фундамент нашего общества.

Кто-то из журналистов написал, что лучшая песня Пьехи еще не спета, а вы как считаете?

– Это ошибка. Моя лучшая песня – это моя дочка Илона, подарившая мне замечательных внуков – Стаса и Эрику. А я сама хоть и пою «Никогда любить не поздно», однако прекрасно понимаю, что по-настоящему счастлива была на сцене, но не в личной жизни.

– Эдита Станиславовна, говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Но ваша семья успешно опровергает это утверждение...

– Думаю, что фразу придумал тот, у кого дети родились не совсем талантливыми. А мне повезло, может, потому, что семья у нас многонациональная: польские, латышские, литовские, немецкие, белорусские и русские корни.

Стас – единственный в семье, кто пошел по вашим стопам, вы даете ему советы в профессии?

– Стасу я изредка могу что-то сказать, да и то очень дипломатично. При этом я стараюсь мнение свое ему не навязывать. Всегда подчеркиваю: «Это твое дело, так что решай сам!» Однако по тому, как меняется его поведение, я могу сделать вывод, что к моим советам прислушиваются.

– В советское время государство зарабатывало на ваших концертах миллионы, а вам платили копейки. Нет обиды на страну?

– Есть маленькое желание громко сказать: «Почему?» Почему я, всю жизнь выступая в пользу государства, должна сегодня заплатить ему за аренду БКЗ «Октябрьский», когда даю там концерт? Государство всю жизнь на мне зарабатывало и продолжает это делать. Видимо, я навсегда в долгу перед родиной.

Говорят, что вы страстный коллекционер?

– Не могу о себе такого сказать, но одна коллекция у меня все же есть – я собираю кофейные чашки. Это память о моей маме. Она была изысканным кофеманом, каждый день пила кофе из красивой чашечки, которая, к сожалению, не сохранилась. Я тоже начинаю свой день с кофе, отсюда и коллекция. Она не слишком большая, но чрезвычайно мне дорога. Все чашечки стоят на видном месте и напоминают мне о маме. Имеется даже одна с моим портретом, это подарок моих почитателей.

В конце прошлого года много было разговоров о том, что Эдита Пьеха в очередной раз собирается замуж…

– Глупости. Для меня замужество – тема закрытая. Она вычеркнута из моей жизни навсегда, потому что все попытки выйти замуж после расставания с Броневицким оказались крайне неудачными. Все мои последующие супруги не видели меня в роли женщины, они женились на артистке Эдите Пьехе. Зачем еще один муж-почитатель, который бы всем хвастался, что женат на Пьехе? Я давно уже вышла замуж за публику. Если вы почитаете биографии известных артисток, то редко кто из них, состоявшись в профессии, был счастлив и в замужестве.

Есть ли у вас мечта-то заветная?

– Хочу побывать простым туристом в тех странах, где я когда-то бывала артисткой. С удовольствием бы вновь съездила в Польшу, страны Латинской Америки, Австралию и Германию. Ведь я ничего там не видела – только дорогу в гостиницу и от гостиницы на концерт. Но больше всего я мечтаю поехать в Японию или Китай. За 70 лет объездила почти весь мир. Видела больше 40 стран, а на Восток так и не попала.

– Эдита Станиславовна, в свое время целое поколение заказывало в парикмахерских «стрижки под Пьеху», кто ее придумал?

– Мне ее подсказал модельер Вячеслав Зайцев. Сказал, что к моему лицу лучше всего подойдут пышная стрижка и маленькие локоны. Мы познакомились с ним случайно, еще в самом начале его карьеры.

На ваш взгляд, есть ли на современной эстраде действительно талантливые люди?

– Я их не знаю. Есть сейчас такой страшный яд – телевизор. И народ думает, что те, кого много крутят по разным каналам, – и есть настоящие таланты. Увы, сейчас нет худсоветов, которые бы отсеивали то, что недостойно эстрады. А у нас есть такие артисты, которые не имеют права выступать. Иногда сидишь на конкурсе в жюри и думаешь: «Боже ты мой! И эти люди думают, что они артисты?» Талантливого человека видно сразу. Так я услышала в Юрмале Александра Малинина, так я услышала на концерте в Сочи Ларису Долину, которой тогда даже диплом не хотели давать. А я сказала: «Ее имя станет известным». Так оно и случилось. А Верка Сердючка на «Евровидении»... Как можно ТАК издеваться? Перечеркнуть образ женщины, вообще талант вокалиста. Значит, песни не нужны? Нужен только цирк, клоунада? На «Евровидении» царит большая политика и «сделанные» имена. Там нет ничего справедливого, нет настоящих имен.

А «Фабрика звезд»?..

– Эта штамповка? Ужасно.

Но ваш внук Стас принимал в ней участие. Вы его не отговаривали?

– У нас в семье принято принимать самостоятельные решения. Во всяком случае, у него хотя бы была возможность пообщаться с талантливыми педагогами по вокалу, по сценическому мастерству.

У вас загородный участок, чем вы на участке занимаетесь?

– Слушаю тишину. Открываю окно настежь. И наслаждаюсь, когда особенно хорошая погода, тем, что я вижу, что слышу. С соседями договорилась, что музыку они будут потише включать, и вокруг будет просто тишина, красота и благодать, которую может подарить только природа. А недавно я сделала альпийскую горку и туда купила карельские сосны. Они смешные, как будто многоэтажный торт. Еще мне посадили несколько маленьких рябин и две арки вьющихся роз. А на грядках у меня ничего не растет. Потому что кругом садоводы, которые меня всегда угощают. И я все покупаю. У меня есть два больших холодильника, зачем же мне спину гнуть? Тем более что она у меня нездоровая. Поэтому я не могу себе позволить такое удовольствие, как грядки.

Эдита Станиславовна, а какой у вас дом?

– Волшебный! С зеленой крышей. Есть еще гостевой дом на две комнатки. С душевой, как полагается. Сарайчик с дровами, чтобы камин топить. И еще гараж и машина, без которой я не могу.

Говорят, что вы не любите свои дни рождения?

– Грустно мне всегда. Слишком много воспоминаний. Впервые о том, что есть такой праздник, я узнала в общежитии на Мытнинской набережной, когда приехала в Ленинград учиться в университете. Девочки-старшекурсницы спросили, когда я родилась, я ответила, что 31 июля. «Сегодня же 31 июля! – воскликнули они. – Что же ты не отмечаешь?» Я удивляюсь: «Это разве празднуют?» Мне было два года, когда началась война, и никому не было дела ни до чьих дней рождений. Война, бомбежки. Уже позже я, наверное, первая на российской эстраде, открыла традицию отмечать свои дни рождения на сцене. Когда-то очень давно я подсмотрела это у Фрэнка Синатры. Был юбилей, и он отмечал его в каком-то большом ночном клубе, мне это понравилось.

Сейчас вы работаете не очень активно...

– Из-за болезни ног я постоянно отказываюсь от концертов и поэтому теряю гонорары. Однако прощаться со сценой и публикой не собираюсь. У нас модно громко прощаться, устраивать специальные туры, а я хочу стариться на сцене вместе со своей публикой. Она – мой воздух, и пока она есть, я горю. Если когда-нибудь на мой концерт не будут проданы билеты, то он и не состоится…

Эдита Станиславовна, это правда, что вы свистели на концерте?

– А почему бы и нет? Это мой способ выражения эмоций, которые меня переполняют.

Где научились?

– В Польше. В первый послевоенный год в городке Судет, куда мы вернулись из Франции, стояла поразительная тишина, без бомбежек, без выстрелов. И как-то я возвращаюсь из школы, и вдруг – пронзительный свист откуда-то сверху. Поднимаю голову и вижу – над крышей взлетают голуби. Дома были невысокие – двух- и трехэтажные. Я бегом на чердак, поднимаю люк, а там мальчишки открывают клетки, а из них вылетают голуби. Эта картина так меня поразила, что я тоже стала пробовать свистеть. И каждый раз, когда у меня получалось, я представляла этих мальчишек и стаи голубей – роскошных птиц, которые взмывают высоко в небо. И теперь, когда у меня на душе очень хорошо, когда я чувствую себя намного моложе, когда мне кажется, что я вот-вот расправлю крылья и взлечу, я начинаю свистеть, особенно на сцене.

Как реагирует зал?

– Я прошу прощения у публики: «Вы, наверное, думаете, что это вдруг тетка в 70 лет в своих шифоновых платьях свистит на сцене?» И объясняю, почему так делаю. И публика начинает подсвистывать. Я свищу на сцене, словно выражая протест за свое недоигранное детство. Разумеется, делаю это к месту. Когда дохожу до самых жизнерадостных песен – «Люди, улыбнитесь!» или «Соседа», вот тут уже меня распирает, хочется свистеть, летать. У меня даже была такая песня – «Надо летать, над судьбой и над землей летать, подобно птицам».

Что вы думаете о роли женщины в современном мире?

– Я не из тех женщин, которые боролись за равноправие. Я маленький человечек, который осиротел в четыре года и осознал, что ему в этой жизни надеяться не на кого, и он должен быть сильным, как дерево в пустыне, которому недостаточно воды, но оно должно выстоять. И я выстояла. Вся моя жизнь была борьба. А равноправие? Я где-то вычитала такой афоризм: «Что дало равноправие женщинам? То, что мужчины сняли с себя обязанность заботиться о женщинах». Это ужасная штука. Против природы идти нельзя. Женщина должна оставаться женщиной, а мужчина – это тот самый мамонт, который должен создать и обеспечивать семью. Должен посадить дерево, построить дом, а потом привести туда хозяйку – любимую женщину и продолжить человеческий род.

Но не все дамы хотят сидеть дома!

– Домохозяйкой быть не надо. Женщина имеет право быть эрудированным человеком, заканчивать университеты, она должна быть умнее гувернанток, которые будут заниматься ее детьми. Умная и образованная мама вырастит таких же детишек.

Вы любите зеленые оттенки – и в доме, и в одежде. Почему?

– Это случайно, стихийно, из космоса. Я верю, что из космоса приходят идеи, мысли. Я верю, что над нами есть канцелярия, мощный компьютер человечества, и у каждого человека своя кнопка.

Эдита Статиславовна, вы в Бога верите, в последний раз на исповеди давно были?

– Верю, а исповедоваться я не хочу, я уже слишком взрослая. И каждый вечер перед сном я рассказываю мысленно господу Богу, что я сделала хорошо, а что плохо. И стараюсь не обижать людей, не лениться, не заниматься обжорством, это тоже грех по католической религии.

Задумывались вы когда-нибудь над тем, существует ли вообще такая вещь, как секрет успеха?

– Я где-то вычитала, что талант – это умение быть не как все. Наверное, у меня это было. И мне всегда хотелось быть не как все. Ведь я первая решила снять со стойки микрофон и пойти в зал. Я стала комментировать свои песни.

Специально продумывали все это?

– Да нет. Просто нервничала очень. Вот объявляют: «Выступает Эдита Пьеха». И просто выйти, начать петь – для меня это было каким-то шоком. И тогда я сняла микрофон, стала говорить, обращалась к публике. Волнение улеглось, дыхание восстановилось. Но и публику я уже настроила. И я начинаю петь. Хотя меня за такие вещи, конечно же, стали ругать. Ругали бесконечно. Роберт Рождественский говорил: «Ты что, в разговорный жанр перешла? Ты, что ли, массовик-затейник, что идешь в зал и просишь публику петь вместе с тобой?» Ругали и за яркие, необычные платья. Но они объяснились очень просто. Я пыталась реализовать свои детские несбывшиеся желания – быть красиво одетой, как принцесса из сказки. А в детстве мне приходилось ходить в основном в обносках. И тут – я вдруг артистка! Мне так хотелось сиять, быть красивой.

– Знаете, я и по сей день, когда покупаю что-то в магазине, слышу вдруг нередко, как мне удивленно говорят: «Женщина, у вас голос, как у Пьехи». То есть мой голос знают лучше, чем меня саму.

А если бы была такая возможность, что-нибудь изменили бы в своей жизни?

– Да нет. Зачем? Было порой трудно, но зато есть что вспомнить. Стараюсь помнить только хорошее. И хочу, чтобы все поняли: я такая, какая есть.

Наша справка:

Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 году в Нуаэль-су-Ланс, шахтерском поселке на севере Франции в 300 км от Парижа, департамент Па-де-Кале. Отец – Станислав Пьеха, шахтер, мать – Фелиция Королевска. Если жизнь эстрадной певицы Эдиты Пьехи условно разделить на этапы, то девять лет – это Франция, девять лет – Польша, все остальные годы – Советский Союз, Россия, Ленинград, Петербург.

Франция – это черная полоса: смерть отца, смерть брата, немецкая оккупация, война, расстрелы, бомбежки.

О жизни и творчестве Эдиты Станиславна Пьехи снято несколько телевизионных и документальных фильмов: «У меня есть каравелла», «Песня – любовь моя», «Если б знали вы, как мне дороги...», «И снова все сначала» режиссера Солдатенкова, «Да здравствует бал!» режиссера Макарова.

Музыкальные предпочтения певицы – французский шансон: Эдит Пиаф, а любимые артисты отечественной эстрады – Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Марк Бернес и Леонид Утесов.

У Эдиты Пьехи никогда не было ни продюсера, ни имиджмейкера. Своего образа певица добилась с помощью элементарной интуиции. Просто чувствовала, какой она должна быть. Она понимала, глядя в зеркало и на фотографии, что нужно в себе запомнить, сохранить, а что выкинуть. Кстати, актриса всегда сама наносит себе макияж и делает прическу.

Концертные платья Пьехи всегда украшают розы. Когда-то певица придумала это от безысходности: украшений в то время у нее не было. Кроме того, розы еще и символичны – это любимые цветы отца Пьехи, который выращивал их в саду и продолжал заботиться об оранжерее даже в голодные военные годы.

Будущая певица появилась на свет отнюдь не в СССР, а во Франции - в 200 км от Парижа, в шахтерском городке Нуаэль-су-Ланс. Родители - поляки-эмигранты: шахтер Станислав Пьеха и домохозяйка Фелиция Королевска, некогда покинувшие Польшу в поисках работы. Отец умер, когда Эдите было четыре года - от профессионального шахтерского заболевания силикоза. Аналогичная участь постигла старшего брата звезды, заболевшего туберкулезом и скончавшегося в возрасте 17 лет.

Первое публичное выступление Эдит-Мари Пьехи состоялось, когда ей было семь лет - в день Победы над фашисткой Германией: на площади перед огромным скоплением народа девочка, пережившая страшные годы бомбежек, пела французский гимн «Марсельезу», и люди аплодировали ей.

Двоечница - отличница

Последующие годы детства и отрочества Эдита провела в Польше, в городе Богушов-Горце, куда ее отчим-коммунист Ян Голомб, тоже шахтер, перевез семейство: жену с двумя детьми - Эдитой и ее младшим братом Юзефом. Поначалу Пьеха в школе была двоечницей - из-за скверного владения польским языком. Но к средним классам пробелы наверстала и преобразовалась к «круглую» отличницу. Решила стать учительницей, в связи с чем поступила в педагогический колледж и блестяще окончила его, а также курсы русского языка. После этого участвовала в отборочном конкурсе для продолжения учебы в СССР, выиграла его и по путевке от Польского союза молодежи получила направление на учебу в Ленинградский университет на факультет психологии. К слову, сегодня Пьеха свободно говорит на четырех языках: помимо трех вышеперечисленных, владеет еще немецким. А песни поет на десяти языках мира.



С братом Павлом. Фото: из личного архива Эдиты Пьехи

Первый успех

В Ленинграде 1950-х годов существовало польское землячество, а при нем был хор, возглавлял который студент дирижерско-хорового отделения Ленинградской филармонии Александр Броневицкий. Студентка из Польши с чарующим голосом и акцентом начала там выступать. Вскоре энергичный Броневицкий создал ансамбль, а Эдита стала в нем солисткой. Она же придумала название - «Дружба». Первый успех грянул после зажигательного исполнения на польском языке шутливой песенки «Червонный автобус» - в новогоднюю ночь, перед обширной молодежной аудиторией, на сцене Консерватории. Не имея концертного платья, Пьеха пела в свитере и спортивных башмаках. Четырежды ее вызывали на бис. С этого момента имя обворожительной польки загремело на всю Северную Пальмиру, а вскоре и на весь Союз.


Эдита с Броневицким. Фото: из личного архива Эдиты Пьехи

Три мужа

Личная история знаменитой певицы оказалась непростой. Первый брак - с Александром Броневицким, продлившийся 20 лет, - подарил супругам дочь Илону (певица, артистка и телеведущая), а также творчески насыщенную и сверхуспешную жизнь, связанную с совместной работой в ансамбле «Дружба». Идиллия прервалась из-за частых измен мужа. На которые Пьеха закрывала глаза до той поры, пока в ее жизни не появился полковник КГБ Геннадий Шестаков. Но с ним отношения также не заладились - на этот раз из-за излишнего пристрастия мужчины к алкоголю. Союз продержался шесть лет, после чего распался. Третьим и последним мужем певицы был журналист Владимир Поляков, работавший в аналитическом Центре администрации Президента. Но и этот брак спустя 12 лет потерпел фиаско.

Внуки и правнуки

Свои жизненные и творческие достижения Эдита Станиславовна однажды сформулировала так: «Лучшая моя песня - дочка Илона, которая подарила мне прекрасных внуков: Стаса (певец) и Эрику (архитектор, дизайнер интерьеров). В 2013 году певица обрела новый статус - прабабушки, и теперь является ею дважды. Правнучку Василису ей подарила внучка, а правнука Петра - внук, ставший отцом в браке с фотомоделью и диджеем Наталией Горчаковой.



С внуком (1989 год). Фото: Global Look Press

Борьба с недугами

Самая лучшая форма отдыха и способ расслабления для Эдиты Пьехи - пешие прогулки по нескольку километров в день, игра в бадминтон и езда на велосипеде. Таким образом она всю жизнь борется с недугами, появившимися, по ее словам, из «недокормленности в детстве и юности», - хроническим бронхитом, остеохондрозом, полиартритом. Вдобавок к этому «букету» - шесть переломов ног. «Я поняла, что моим спасательным кругом может стать только физическая нагрузка и движение», - говорит певица.



На гастролях в Северодвинске. Фото: из личного архива Эдиты Пьехи

Главная фобия

Самый большой страх Пьехи - вождение автомобиля. Единожды в жизни она попробовала сесть за руль - под бдительным контролем мужа. Но виражи на покрытой льдом дороге, которые производила машина под ее управлением, саму певицу привели в неописуемый ужас, а Броневицкого ошеломили настолько, что он наложил вето на любые дальнейшие попытки. Принял категорическое решение никогда больше такого эксперимента не осуществлять и нанял для супруги личного водителя.

Новатор на сцене

Очень много чего Эдита Станиславовна сотворила в Советском Союзе в первый раз. Например…

Впервые позволила себе во время концерта снять микрофон со стойки и петь, свободно перемещаясь по сценическому пространству - в отличие от всех советских исполнителей, стоявших на сцене неподвижно.

Впервые стала непринужденно общаться с публикой в зрительном зале.

Впервые исполнила советские шейки и твисты, которыми в то время был увлечен весь мир.

Впервые спела со сцены на русском языке песню зарубежного автора - «Только ты» американского композитора и аранжировщика Бака Рэма.

Впервые практически все песни советской певицы - среди них «Город детства», «Наш сосед», «Стань таким, как я хочу», «Венок Дуная», «Огромное небо» и другие - были переведены на европейские языки.

Впервые певица из Советского Союза была награждена Нефритовым диском в Канне - за рекордно высокие тиражи грамзаписей. И не случайно: общий тираж выпущенных пластинок-гигантов Пьехи (не только в СССР, но и во многих странах мира) составил несколько десятков миллионов экземпляров.

Впервые советская эстрадная артистка выступила в Нью-Йоркском Карнеги-холле, впервые спела на сцене самого знаменитого Парижского зала - «Олимпии».

Впервые в честь нее - исполнительницы эстрадных песен - в СССР был создан поклонниками фан-клуб.



На гастролях в Чехословакии 1971 год. Фото: из личного архива Эдиты Пьехи

Именно Пьеха впервые стала выступать с концертами в честь собственных юбилеев. Первый был организован в Ленинграде на Дворцовой площади. Это свое решение Эдита Станиславовна поясняла тем, что в своем французском детстве «на фоне войны даже не знала, что существует такой праздник - день рождения, и что его принято отмечать». Матери было не до празднований. «Она похоронила мужа, ухаживала за умирающим сыном, потом от безысходности вышла замуж за нелюбимого человека - необразованного, деревенского мужика, не умеющего даже писать; умного, с сильным характером, но совсем не сентиментального». Певица вспоминала, что «в Польше среди простолюдинов это не было заведено - отмечали только Рождество и Пасху, а не личные даты». Поэтому первый раз Пьеха приняла поздравления по поводу своего дня рождения, уже будучи ленинградской студенткой. «А по-настоящему я осознала, что это действительно торжество, когда стала артисткой, - рассказывала певица. - Люди караулили меня, желая поздравить. Я очень стеснялась, потому что не имела возможности сделать и для них что-то приятное - не пригласишь же всех к себе. Вот и родилась идея устраивать 31 июля концерт - для тех, кто любит меня и кого люблю я». Постепенно такая идея вдохновила и других артистов.

Необычное хобби

А еще Эдита Станиславовна впервые поразила советских зрителей на концерте… свистом. Не художественным, а обычным, мальчишеским. «Так я выражаю переполняющие меня эмоции», - призналась певица. И рассказала историю о том, что, когда их семья перебралась в Польшу, она была оглушена тишиной - без грома выстрелов и разрывающихся бомб. И однажды эту тишь пронзил звенящий свист, вместе с которым в небо взлетели голуби, пущенные мальчишками с крыши. Впечатленная Эдита тоже стала учиться свистеть и со временем достигла в этом деле виртуозности. «У меня ощущение, что со свистом я возвращаюсь в юность, - признается певица. - В этот момент мне кажется, что, окрыленная, я могу взлететь - от счастья, от радости жизни!»







2024 © blagosc.ru.