Гордость, тщеславие и самолюбие. Можно ли избавиться от эгоизма Как определить у себя признаки смирения или гордости


В книге «Внутренний огонь» («The Fire from Within») Карлос Кастанеда слышит эти слова от своего учителя-мага: «Самолюбие - главный враг человека. , вызываемое поступками и проступками других людей, ослабляет человека . Самолюбие требует от человека большую часть жизни жить в обиде на кого-то или что-то» . Это главная помеха воссоединению с , и «несовпадения» здесь случаются слишком часто.

В сущности, самомнение - это ощущение собственной исключительности, так что давайте на этом остановимся. Иметь самоуважение и ощущать свою уникальность важно и даже необходимо. Проблема, однако, возникает тогда, когда вы начинаете идентифицировать свою истинную сущность со своим телом, своими достижениями и своими материальными приобретениями. Это побуждает вас считать людей, добившихся меньших успехов, чем вы, людьми низшего сорта, и ваше чувство собственного превосходства делает вас чрезвычайно уязвимыми - вам кажется, что вас со всех сторон хотят принизить. Подобная ложная самоидентификация является источником большинства ваших проблем, как и проблем человечества в целом.

Ощущение собственной исключительности - причина завышенной . Кастанеда после многих лет общения с индейскими шаманами пишет о бесплодности самолюбия:

«Чем больше я думал об этом, чем больше обсуждал эту идею, чем больше наблюдал за собой и другими людьми, тем больше я убеждался в том, что существует нечто, делающее нас неспособными на какие-либо поступки или даже мысли, которые не имели бы в качестве точки фокуса наше собственное „я"».

Когда в фокусе внимания находится «я», трудно отделаться от иллюзии, что вы есть ваше тело, существующее совершенно отдельно от других тел. Это чувство изолированности побуждает вас соперничать, а не сотрудничать с другими людьми. В конечном счете это разводит вас с Духом и становится колоссальной помехой вашему воссоединению с силой намерения.

Чтобы обуздать чрезмерное самолюбие, вы должны прежде всего осознать, какую огромную роль оно играет в вашей жизни. - это попросту представление о том, кто вы есть, которое вы носите в себе. От эго нельзя избавиться хирургическим путем, нет такой операции под названием «эгоэктомия». И это ваше представление о себе самом постоянно лишает вас способности воссоединиться с намерением.

Семь шагов к избавлению от оков эго

Вот семь идей, которые помогут вам преодолеть болезненное самолюбие и ложные представления о своей личности. С их помощью вы перестанете идентифицировать себя с самолюбивым эго.

1. Перестаньте обижаться. Поведение других людей - еще не повод опускать руки. То, что обижает вас или оскорбляет ваше чувство собственного достоинства, только ослабляет вас. Если вы ищете повод обидеться, вы будете находить его на каждом углу. Это ваше эго убеждает вас, что мир не должен быть таким, какой он есть. Но вы можете научиться ценить жизнь такой, как она есть, и достичь гармонии с универсальным Духом Созидания. Обижаясь, обрести силу намерения нельзя. Всеми доступными вам средствами боритесь со злом, существующим в мире и порождаемым массовой эго-идентификаци-ей людей, но сохраняйте в душе покой и миролюбие. Чувство обиды порождает такую же деструктивную энергию, как и та, что оскорбила вас, и ведет к атакам, контратакам и в конечном счете к войне.

2. Откажитесь от потребности побеждать. Эго любит делить людей на победителей и побежденных. Погоня за победой - верное средство избежать контакта сознания с намерением. Почему? Потому что всегда побеждать невозможно. Обязательно найдется кто-то быстрее, удачливее, моложе, сильнее, умнее вас - и породит в вас чувство собственной беспомощности и бесполезности.

Вы не есть ваши победы. Вы можете радоваться состязанию, играть в мире, где победа - всё, но вы не должны быть там в ваших мыслях. В мире, где у всех один общий источник энергии, победителей и побежденных нет и быть не может. Можно лишь сравнивать ваши сегодняшние достижения с сегодняшними же достижениями других людей. Но сегодняшний день - лишь один из многих дней, а завтра появятся новые соперники и новые обстоятельства. И завтра вы сохраните свое бесконечное присутствие в своем теле, которое станет на день (или на десятилетие) старше. Откажитесь от потребности побеждать, признайте, что противоположностью победы является поражение. Это ваше эго боится поражений. Если ваше тело сегодня не выигрывает, это попросту не имеет значения, раз вы не идентифицируете себя исключительно со своим эго. Будьте наблюдателем, наслаждаясь состязанием, но не чувствуя потребности завоевать трофей. Стремитесь к миру, и вы придете в гармонию с энергией намерения. И что интересно, когда вы перестанете волноваться по поводу побед, их станет в вашей жизни гораздо больше.

3. Откажитесь от потребности быть всегда правым.

Эго является источником множества конфликтов и раздоров, потому что подталкивает вас обвинять других людей в неправоте. Когда вы враждебно настроены по отношению к окружающим, вы отдаляетесь от силы намерения. Дух Созидания исполнен доброты, любви и отзывчивости, и ему чужды чувства гнева, обиды или горечи. Отказ от потребности быть всегда правым означает, что вы говорите своему эго: «Я не твой раб. Я хочу быть добрым и отвергаю потребность быть всегда правым. Более того, я собираюсь дать этому человеку шанс почувствовать себя на высоте, сказав ему, что прав он, и поблагодарив его за то, что указал мне путь к истине».

Когда вы отказываетесь от потребности быть всегда правым, вы способны укрепить связь с силой намерения. Но имейте в виду, что эго - противник серьезный. Я знал людей, готовых скорее умереть, чем отказаться от своей правоты. Я знал людей, у которых рушились прекрасные семьи из-за их несогласия поступиться своими принципами. Я призываю вас отказаться от этой эгоцентричной потребности быть правым, останавливая себя в пылу спора и спрашивая себя: «Я хочу быть правым или счастливым?» Когда вы делаете выбор в пользу счастья, любви, духовности, ваша связь с намерением укрепляется. Универсальный Источник начинает сотрудничать с вами, помогая вам жить той жизнью, которая вам предназначена судьбой.

4. Откажитесь от потребности в превосходстве. Ваше истинное достоинство не в том, чтобы быть лучше других, а в том, чтобы вы стали лучше, чем были. Сосредоточьтесь на собственном развитии, росте над собой, постоянно сознавая, что на этой планете никто не может назвать себя лучше других. Мы все - создания одной и той же животворящей силы. У каждого из нас есть миссия реализовать свою исконную сущность, каждый должен осуществить свою судьбу. Все это невозможно, если вы считаете себя выше других. «Мы все равны в глазах Господа». Это сказано давно, но до сих пор сохраняет свою актуальность. Откажитесь от потребности ощущать свое превосходство, видя в каждом человеке божественное проявление. На судите о других людях по их внешности, достижениям, богатству и другим критериям эго. Когда вы проецируете свое чувство превосходства в окружающий мир, оно возвращается обратно, приводя к обидам и вражде. Эти чувства уводят вас от намерения. «Исключительность всегда познается в сравнении. Чувство собственного превосходства основывается на недостатках, наблюдаемых в других людях, и поддерживается постоянным поиском таких недостатков».

5. Откажитесь от потребности иметь больше. Мантрой эго является слово «больше». Эго ненасытно. Какими бы ни были ваши достижения и приобретения, эго твердит, что этого недостаточно. Вы находитесь в постоянном поиске и лишаете себя возможности когда-либо достичь места назначения. Однако на самом деле вы уже прибыли, и как вы намерены использовать данный момент своей жизни, выбирать вам. Ирония жизни такова, что, когда вы перестаете желать большего, все, чего вы хотите, начинает все большим потоком вливаться в вашу жизнь. Когда вы отрешаетесь от потребности в большем, вам становится легче делиться тем, что вы имеете, с другими, потому что вы понимаете, как мало вам на самом деле нужно для полного удовлетворения и достижения душевного покоя.

Универсальный Источник довольствуется собой, постоянно расширяясь, создавая новую жизнь и никогда не пытаясь эгоистично цепляться за свои творения. Он создает жизнь и отпускает ее в свободное плавание. Отказываясь от потребности своего эго иметь больше, вы действуете в унисон с Источником. Вы создаете, а потом отпускаете свои творения, никогда не требуя ничего взамен. Высоко ценя все, что появляется в вашей жизни, вы усваиваете урок, преподанный нам святым Франциском Ассизским:

«Только отдавая, мы получаем».

Позволяя изобилию свободно притекать в вашу жизнь, вы приходите в гармонию с Источником и сохраняете уверенность в том, что этот поток никогда не иссякнет.

6. Откажитесь от самоидентификации через достижения. Это может оказаться трудно, если вы привыкли оценивать себя по своим достижениям. Бог пишет всю музыку, Бог поет все песни, Бог строит все здания, Бог - источник всех ваших достижений. Я слышу громкие протест вашего эго. И тем не менее настройтесь на эту идею. Все происходит из Источника! Вы и Источник суть одно целое! Вы - не ваше тело и не достигнутые им успехи. Замечайте все и будьте признательны за способности, которыми вы наделены, и за имущество, накопленное вами. Но признавайте, что все это дело рук силы намерения, которая создала вас и материализо-ианной частью коей вы являетесь. Чем меньше вы приписываете свои заслуги себе и чем больше вы привержены семи ликам намерения, тем большего вы способны достичь. Когда же вы берете все на себя и считаете, что вы все это сделали сами, вы утрачиваете душевный покой и чувство признательности Источнику.

7. Откажитесь от своей репутации. Ваша репутация складывается не в вашем сознании, а в умах других людей. Следовательно, вы не имеете над ней никакой власти. Если вы спросите мнение 30 человек, у вас будет 30 репутаций. Воссоединение с намерением означает, что вы слушаете свое сердце и поступаете согласно своему предназначению. Если вы слишком озабочены тем, как вас воспринимают другие люди, вы отдаляетесь от источника энергии и утверждаетесь во мнении, что ваша миссия - доказывать всем, какой вы молодец, и тратить всю свою энергию на попытки завоевать лучшую репутацию среди других эго. Делайте то, что делаете, так как к этому вас призывает ваш внутренний голос - постоянно связанный с Источником и . Оставайтесь верны своему предназначению, отрешитесь от результата и отвечайте за то, что вам подвластно: за свой характер. Пусть о вашей репутации судят другие, к вам это никакого отношения не имеет.

Пять советов по практическому применению идей из этой главы

1. Следите за своим внутренним монологом. Отмечайте, насколько часто ваши мысли фокусируются на том, чего вам не хватает, на негативных жизненных обстоятельствах или на мнении окружающих о вас. Чем внимательнее вы будете прислушиваться к внутреннему монологу, тем скорее научитесь мгновенно переключаться с негативных мыслей на позитивные, с «Мне ужасно много не хватает» на «Я намерен добиваться желаемого и перестать думать о том, что мне не нравится». Этот новый внутренний монолог становится звеном, связывающим вас с силой намерения.

2. Привносите свет в моменты сомнений и уныния. Замечайте моменты в жизни, не отвечающие вашей высшей природе. Отвергайте мысли о своей неспособности идти в ногу с намерением. «Оставайтесь верны свету» - вот хороший совет. Недавно один мой друг и учитель, узнав о трудностях, которые мне пришлось пережить, написал мне: «Помните, Уэйн, что солнце светит и за облаками тоже». Будьте верны свету, который всегда есть.

3. Держитесь подальше от низкой энергии. Помните, что все, включая ваши мысли, обладает определенной энергетической частотой, которую можно измерить, чтобы решить, укрепляет она вас или ослабляет. Когда вы ловите себя на низкоэнергетических мыслях или оказываетесь в поле низкой, ослабляющей вас энергии, постарайтесь привнести в ситуацию более высокочастотные вибрации.

4. Дайте понять своему эго, что оно больше не властно над вами.

5. Старайтесь видеть в препятствиях возможности для проявления вашей несгибаемой силы намерения. Именно несгибаемой. «Я намерен оставаться на связи с моим Источником и черпать в нем силу». Это означает сохранять душевный покой, отрешаться от обстоятельств, видеть себя наблюдателем, а не жертвой и, целиком доверившись Источнику, знать, что вы получите от него всю необходимую вам помощь и поддержку.

по материалам из книги: Уэйн У.Дайер - "Сила Намерения" .

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Эгоизм (от лат. ego - «я») - ценностная ориентация, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.

Эгоизм может быть явным, скрытым и открытым, а также замаскированным. Бывает также осознанным и импульсивным, дальновидным и недальновидным.

Эгоист чаще всего не выходит за рамки материальности . Он хочет для себя комфорта, материального благополучия, удовлетворения своих желаний и амбиций. Заблуждаются те люди, которые думают что эгоизм это любовь к себе. Это не так, далеко не так. Ведь зачастую то, чего хочет для себя эгоист далеко не полезно для него. То есть он вредит себе и всячески саморазлагается, а значит, он не любит самого себя, а скорее, даже, ненавидит.

Эгоизм это, по сути, антипод духовности . Практически все религии и духовные учения учат отрешению от себя, от своих личных эгоистических интересов. Человек же замкнутый на этих эгоистических интересах - это очень ограниченный человек, он как раковая клетка на теле общества, которая стремиться брать, всегда и везде, ничего не давая.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.

Философия эгоиста звучит одним словом - «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать - это главный принцип эгоиста. Отдавать - это главный принцип альтруиста. Получать только для себя - это очень плохо.

Эгоисты по сути своей природы являются настоящими разрушителями. Если эгоист создает семью, то он же её и разрушает, во всяком случае его семья никогда не будет счастливой. Если же эгоист является каким-либо начальником, то его подчиненным не позавидуешь, справедливости и заботы к себе они не увидят, а любое предприятие понесёт большие убытки, потому что все эгоисты-начальники как правило - бюрократы и карьеристы, которые не брезгуют ничем лишь бы упрочить свое положение, и любыми путями и средствами, взятками, воровством — материально себя обеспечить. Интересы государства и народа им безразличны. И так всегда, везде и во всём — такие люди всё разрушают и несут только один вред.

Ненасытное эго все время кричит: «мало!», ведь оно не умеет довольствоваться малым, ему неведома скромность. Эгоизм приводит к тому, что ум человека постоянно находится в напряжении, высчитывая собственную выгоду и прибегая к различным хитростям и уловкам. Человек, страдающий эгоизмом, не может по-настоящему любить ни других, ни даже себя самого. Для него самое главное заключается в том, чтобы ему было хорошо и комфортно, а все остальное не имеет значения. Но стремление к покою и комфорту - это вовсе не любовь. Под грудой эгоизма спрятана беспомощная и страдающая личность, которая нуждается в тепле, заботе и внимании, но она не знает, каким образом все это можно легитимно получить.

А вывод из всего вышесказанного каждый должен сделать сам. Ведь никто кроме самого человека не сможет достоверно определить насколько он эгоист, надо ли это ему и в каком направлении ему дальше развиваться. Выбрать ли ему путь личного эгоизма, стимулируя своё низшее "я" или путь частицы Высшего Божественного "Я" (индивидуальности), стремясь открыть это "Я" в себе. Ибо как может быть эгоистом человек, осознающий себя и окружающих его людей частью Единого Целого, понимающий, что делаю добро другим, он делает добро и себе?

Как избавиться от эгоизма:

Начнем с того, что человек должен осознать свою проблему и захотеть от нее избавиться. В противном случае на благоприятный исход дела нечего и надеяться. В первую очередь необходимо найти истоки появления эгоизма. Как правило, за эгоистичным поведением скрывается боязнь неизвестности и огромное недоверие к другим людям. Для того, чтобы избавиться от этого страха и недоверия, необходима сила воли. Если эгоизм перерастает в патологическое стремление к власти и манию величия, то в этом случае может помочь только длительное психотерапевтическое лечение. Однако и в этом случае человек должен четко осознавать, что он эгоист, и хотеть измениться.

Воспользуйтесь нашими полезными советами по избавлению от эгоизма :

1. Старайтесь каждый день делать по одному доброму и бескорыстному делу - переведите старушку через дорогу, бесплатно подвезите голосующего, помогите соседке донести до квартиры сумки, подмените сотрудника на работе, посидите с племянником.

2. Овладейте техникой активного слушания. Она предполагает активное участие в разговоре, поэтому:

  • Задавайте наводящие вопросы;
  • Интересуйтесь чувствами рассказчика;
  • Обращайте внимание на язык жестов;
  • Высказывайте свою оценку услышанного.

3. Помогайте людям, которые вас окружают. Например, поучаствуйте в благотворительной акции - накормите местного бомжа, бросьте пару рублей нищему, отнесите старые вещи и игрушки в детский дом. Вариантов масса! В крайнем случае, сходите в социальную службу, она найдет вашей энергии достойное применение.

4. Заведите домашнего питомца. Со временем он станет настоящим членом вашей семьи. К тому же, животные целиком и полностью зависят от людей, их нужно кормить, мыть, выгуливать, водить к ветеринару. В общем, жить только для себя у вас точно не получится.

5. Избавьтесь от эгоизма и жадности - создайте семью и заведите детей! Чтобы построить хорошие отношения вам придется мало брать и много отдавать, а это лучшее решение проблемы.

6. Станьте членом команды. Запишитесь в любительскую музыкальную труппу, пойдите с сотрудниками в поход, станьте членом родительского комитета, примите участие в командных соревнованиях, попробуйте свои силы в совместном проекте. Чувство коллективизма и общее дело заставят вас усмирить собственное «Я».

7. Меньше говорите о себе. При встрече с друзьями или родственниками не спешите вываливать на них свои горести и печали. Сначала поинтересуйтесь, как они себя чувствуют и как обстоят их дела.

8. Чтобы не быть эгоистом - научитесь сначала отдавать, а потом уже получать.

Если вы стали замечать, что слишком много думаете о себе, или кто-то назвал вас самовлюбленным эгоистом, значит нужно учиться быть более скромным в свои взаимоотношениях с окружающими людьми. Из этой статьи вы узнаете, как правильно общаться с людьми и быть более скромным в повседневной жизни.

Шаги

Часть 1

Начните с небольших изменений

    Попробуйте принять участие в какой-нибудь игре, в которой вы точно проиграете. Если вам тяжело смириться с тем, что кто-то вас превосходит, то прежде всего учитесь проигрывать. Вы должны осознать, что это не конец света.

    • Самовлюбленному человеку кажется, что проигрыш равносилен смерти. Вы должны поучаствовать в каком-то небольшом соревновании и проиграть в нем. Постарайтесь с достоинством принять проигрыш.
    • Поздравьте победителя, даже если он явно хвастается своей победой. Пожмите ему руку, посмотрите в глаза и скажите: "Это была хорошая игра".
  1. Благодарите других даже за незначительные услуги. Если вы не привыкли выражать благодарность искренне, то начните делать это хотя бы притворно. Если кто-то окажет вам услугу, обязательно скажите "спасибо". Если вы научитесь замечать усилия других и благодарить их за то, что они делают для вас, вам будет легче справиться с собственным эгоизмом и самовлюбленностью.

    • Поблагодарите водителя на выходе из автобуса. В ресторане, когда официант подаст вам стакан воды, посмотрите ему в глаза и скажите спасибо. Поблагодарите свою маму, когда она подвезет вас до школы. Учитесь замечать, за что можно быть благодарным.
    • Благодарите других, даже если вам кажется, что они могли бы приложить больше усилий.
  2. Разговаривая с людьми, устанавливайте с ними зрительный контакт. Что бы вы ни чувствовали, хороший зрительный контакт – это прекрасная возможность проявить уважение к собеседнику, даже если вы не согласны с тем, что он вам говорит, или вам это не интересно.

    • Помимо зрительного контакта нужно учиться слушать. Кивайте головой, давая понять, что вы слушаете своего собеседника. Резюмируйте сказанное, прежде чем что-то ответить. Покажите своему собеседнику, что вы его слушаете.
  3. Слушайте, когда человек вам что-то говорит. Если вы со скучающим видом оглядываете комнату, прислушиваясь к разговорам, вместо того, чтобы внимательно слушать друга, который вам что-то рассказывает, то вы поступаете как самовлюбленный эгоист. Общаясь с кем-то, нужно уделить внимание этому человеку, сосредоточившись на том, что он говорит. Учитесь слушать, что вам говорят другие, обсуждая темы, интересные им.

    • Задавайте вопросы и покажите, что вам действительно интересно то, о чем говорит собеседник. Следите за ходом разговора и задавайте вопросы, типа: "Что ты при этом почувствовал?" или "Ну, а что было дальше?".
  4. Читайте романы. Недавно ученые обнаружили, что люди, которые увлекаются чтением художественной литературы, лучше сопереживают другим. Читая хорошие книги, вы можете научиться понимать и учитывать чувства других людей. Если вы замечаете, что слишком сосредоточены на себе, воспользуйтесь этой возможностью изменить свою личность к лучшему. Для этого просто запишитесь в библиотеку.

    • Конечно, прочитав всего одну книгу, вам не удастся сразу же искоренить в себе эгоизм. Но главное – это начать. Поставьте перед собой цель – научиться становиться на место другого человека.

    Часть 2

    Станьте более коммуникабельным
    1. Обращайтесь за помощью, когда вы в ней нуждаетесь. Людям, слишком сосредоточенным на себе, часто бывает трудно признавать свою неправоту и попросить кого-то о помощи. Не стоит учиться на своих ошибках. Лучше научитесь признавать, что вы не все знаете и умеете, обращаясь за помощью к тем, кто может и хочет вам помочь.

      • Прося о помощи другого человека, вы тем самым признаете, что он в чем-то вас превосходит, что-то знает или умеет лучше вас. Однако в этом нет ничего плохого. Наоборот – это хорошо.
    2. Дайте возможность другим взять ответственность на себя. Вы привыкли, что с вашим мнением должны считаться? В следующий раз, в компании, не пытайтесь сразу же взять инициативу в свои руки, а дайте возможность другим проявить себя.

      • Если вы решили провести вечер с друзьями, так ли важно, куда вы пойдете ужинать? Если вас пятеро, то у каждого может быть собственное мнение, но сходить удастся только в одно место. Просто уступите кому-то другому и не настаивайте на своем.
      • Конечно, нужно уметь отстаивать свое мнение, но только если в этом действительно есть необходимость. Например, если ваше мнение постоянно игнорируют, или если вы уверены, что ваше предложение – это лучший вариант для всех. Перестать быть эгоистом – не означает стать бесхарактерным.
    3. Учитесь выражаться недвусмысленно. Многое из того, что может показаться эгоистичным с чьей-то стороны, часто на самом деле таковым не является. Если вы не всегда можете правильно понять, что человек имел в виду, то лучше переспросите у него.

      • Не ищите в чьих-то словах или поступках скрытых мотивов. Если мама спрашивает, хотите ли вы немного салата, то она, скорее всего, не пытается намекнуть на ваш лишний вес. Хотя все может быть, но из-за таких предположений вы только еще больше будете сосредотачиваться на себе.
      • Иногда стеснительность ошибочно принимают за самовлюбленность или эгоцентричность. Не ждите, что кто-то прочтет ваши мысли. Если вам есть что сказать или вы нуждаетесь в помощи, то не молчите. Не ожидайте, что каждый будет задавать вопросы.
    4. Не превращайте разговор в соревнование. Самовлюбленные люди чаще всего выбирают темой разговора свою собственную персону. Обратите внимание, не пытаетесь ли вы в разговоре любой ценой переговорить собеседника или покрасоваться. Если это так, то нужно что-то менять. Не ждите, когда наступит ваша очередь говорить и не пытайтесь мысленно составить следующую фразу, чтобы поразить всех. Просто внимательно слушайте своего собеседника и отвечайте на его вопросы.

      • Не пытайтесь обязательно "переплюнуть" собеседника. Если кто-то поделился с вами радостью от полученного на день рождения подержанного велосипеда, то не стоит рассказывать ему, что отец купил вам новую машину.

    Часть 3

    Учитесь смирению
    1. Покиньте свою зону комфорта. Если вы привыкли жить в своем внутреннем мире, не удивительно, что вы чувствуете себя слишком сосредоточенным на себе. Не бойтесь испытать что-то новое, непривычное, попробуйте сделать то, что вас пугает. Чем больше вы будете узнавать, тем проще вам будет проявлять смирение.

      • Даже если вы думаете, что в чем-то хорошо разбираетесь, будьте открытым для новых знаний. Чтобы продолжать саморазвитие, не бойтесь сомневаться в прописных истинах. Поднимайте серьезные вопросы и ищите на них ответы.
      • Узнайте лучше особенности других культур. Для этого не обязательно отправляться в далекое путешествие заграницу, вы можете ближе познакомиться с людьми, которые живут рядом с вами.
    2. Найдите людей, разделяющих ваши взгляды, интересы, вкусы. Некоторым может быть нелегко признать, что они не единственные в своем роде. Какими бы ни были ваши интересы, всегда отыщутся люди, которым нравится то же, что и вам. Даже если вам нравятся грампластинки с ужасным качеством звука или итальянские фильмы ужасов. Найдите своих единомышленников и почаще с ними общайтесь.

      • Откройте для себя новую религию и начните ходить в церковь. Это поможет вам меньше думать о себе.
      • Начните посещать какой-нибудь клуб. Найдите компьютерный клуб, если любите играть в видео игры. Сходите в спортзал, если вам нравится спорт.
    3. Знакомьтесь с новыми людьми. Если ваше окружение ограничивается несколькими людьми, с которыми вам комфортно проводить время, то попробуйте познакомиться с кем-нибудь еще. Так вы лучше узнаете не только других, но и самого себя. Не обязательно рассказывать им о том, что вы были эгоистом.

      • Лучше узнавайте людей, которые от вас отличаются. Если вы работаете в офисе, то заговорите с каким-нибудь рабочим, а если вы живете на прожиточный минимум, то пообщайтесь с хорошо зарабатывающим менеджером компании. Сходите вместе в боулинг. Познакомьтесь ближе с этими людьми и узнайте, чем они живут.
    4. Познакомьтесь поближе с тем, кого вы недолюбливаете. Учитесь проявлять тактичность и доброту к тем людям, которые действуют вам на нервы. Это поможет вам бороться с эгоизмом. Если вам кажется, что вы слишком много думаете о себе, возьмите за правило относиться по-дружески к тем, кто вам не нравится, стараясь изменить свое к ним отношение.

      • Попытайтесь понять, почему люди поступают определенным образом. Если ваша младшая сестра повторяет все, что вы делаете, перестаньте ее за это упрекать. Наверняка она так делает потому, что вы для нее образец подражания. Пусть поступает, как хочет.
    5. Попробуйте свои силы в качестве волонтера . Когда вы отдаете, не ожидая ничего взамен, вы поступаете альтруистично. Чтобы победить в себе эгоизм, вы можете записаться добровольцем в какую-нибудь волонтерскую или некоммерческую организацию, идеалы которой вы разделяете. Поищите в Интернете, какие волонтерские организации действуют в вашей местности.







2024 © blagosc.ru.